ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2004 года Дело N Ф09-3140/04ГК


[Удовлетворяя исковые требования о взыскании  убытков, суд исходил из того, что факт предоставления истцу льгот отдельным категориям граждан на основании п."ж" ст.16 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" подтверждается материалами дела]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Свердловской области на решение от 13.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.06.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-33741/03-СЗ по иску муниципального унитарного предприятия "Городское управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МУП "ГУ ЖКХ") к Министерству финансов Свердловской области, Финансовому управлению муниципального образования "Город Краснотурьинск", при участии третьих лиц: Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Свердловской области, отделения Федерального казначейства по городу Краснотурьинску, о взыскании 3279043 руб. 38 коп.

В судебном заседании приняли участие представители: Министерства финансов Российской Федерации - Черкасова И.Л., по доверенности от 21.01.2004 N 536; Министерства финансов Свердловской области - Мельникова М.И., по доверенности от 19.01.2004 N 13-129.

Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, в судебном заседании отсутствовали. От МУП "ГУ ЖКХ" поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда и ходатайств не заявлено.

МУП "ГУ ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству финансов Свердловской области, Финансовому управлению муниципального образования "Город Краснотурьинск" о взыскании 3279043 руб. 38 коп. убытков, возникших в связи с невозмещением расходов по предоставлению в 2002-2003 годах льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на основании п."ж" ст.16 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".

Определением от 04.02.2004 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Свердловской области, отделение Федерального казначейства по г.Краснотурьинску.

До принятия решения истец уточнил сумму своих требований, просил взыскать 692283 руб. 06 коп. убытков.

Решением от 13.04.2004, изготовленным 23.04.2004 (судья ...) исковые требования удовлетворены. С Министерства финансов Свердловской области в пользу МУП "ГУ ЖКХ" взыскано 692283 руб. 06 коп.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2004 (судьи: ...) решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Ответчик - Министерство финансов Свердловской области, и третье лицо -Министерство финансов Российской Федерации, с решением и постановлением апелляционной инстанции не согласны, просят их отменить, ссылаясь на неправильное истолкование и применение судом п."ж" ст.16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419 "Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", отсутствие норм, предусматривающих предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг реабилитированным лицам, проживающим в приватизированных квартирах. Кроме того, по мнению Министерства финансов Свердловской области, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334 "Об утверждении Правил предоставления и расходования средств федерального бюджета для компенсации льгот реабилитированным лицам", ст.ст.6, 243, 252 Бюджетного кодекса Российской Федерации вопросы о компенсации льгот находятся в компетенции органов федерального казначейства, поэтому причиненные истцу убытки в силу ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета. По мнению Министерства финансов Российской Федерации, суд необоснованно не принял во внимание решение Верховного суда Российской Федерации от 16.12.2002 N ГКПИО2-1301, ст.ст.55, 56 Жилищного кодекса РСФСР. В судебном заседании представители Министерства финансов Свердловской области и Министерства финансов Российской Федерации доводы своих кассационных жалоб поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на кассационные жалобы не представили.

Проверив законность судебных актов в порядке ст.ст.274, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для отмены решения и постановления апелляционной инстанции не нашел.

Как следует из материалов дела, МУП "ГУ ЖКХ" в 2002-2003 годах предоставляло льготы отдельным категориям граждан, проживающим на обслуживаемой территории, в виде 50% скидки по оплате жилья и коммунальных услуг на основании п."ж" ст.16 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".

Поскольку расходы по предоставлению названных льгот не были полностью возмещены, МУП "ГУ ЖКХ" обратилось в арбитражный суд с требованием взыскать сумму возникших в связи с этим убытков.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления МУП "ГУ ЖКХ" льгот отдельным категориям граждан на основании п."ж" ст.16 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" подтверждается материалами дела, сторонами не оспаривается. Данные льготы предоставляются реабилитированным лицам и совместно проживающим с ними членам их семей в независимости от категории жилья, в котором они проживают. Расходы по их предоставлению подлежат возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета. Поскольку расходы истца были возмещены не полностью, то суд признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет средств бюджета Свердловской области.

Данные выводы суда являются правильными, основаны на материалах дела и требованиях действующего законодательства.

Согласно п."ж" ст.16 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и совместно с ними проживающие члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.

В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

Фактическое предоставление истцом льгот в виде 50-процентной скидки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категория граждан на основании п."ж" ст.16 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2002-2003 годах сторонами не оспаривается. В материалах дела имеются списки лиц, получивших такие льготы.

Поскольку возникшие в связи с этим расходы истца не были полностью возмещены, подлежали возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то суд обоснованно взыскал сумму убытков с Министерства финансов Свердловской области.

Ссылка Министерства финансов Свердловской области и Министерства Российской Федерации на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419 "Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий" не предусмотрено возмещение расходов по предоставлению льгот реабилитированным лицам, проживающим в приватизированных квартирах, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку Закон Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в части предоставления льгот реабилитированным лицам и совместно проживающим с ними членам их семей не содержит каких-либо ограничений в отношении лиц, проживающих в приватизированных квартирах. То обстоятельство, что постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419 не установлен порядок возмещения расходов по предоставлению льгот реабилитированным лицам, проживающим в приватизированных квартирах, не может являться основанием для освобождения от предусмотренного законом обязательства по предоставлению льгот и, соответственно, по возмещению расходов в связи с их предоставлением. Кроме этого, как видно из материалов дела, и не оспаривается сторонами, лица, которым были предоставлены льготы по оплате жилья, проживали в домах государственного, муниципального и общественного фонда, что не противоречит абз.3 п.8 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419.

Судом кассационной инстанции также отклоняется довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что проживающие в приватизированных квартирах реабилитированные лица не имеют права на льготы по оплате жилой площади и коммунальных услуг, поскольку оплата жилой площади в силу ст.55 Жилищного кодекса РСФСР устанавливается только для нанимателей жилья в домах государственного, муниципального, общественного жилищных фондов. Данный довод основан на неправильном истолковании норм материального права. В силу п.3 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89, цены на жилье помимо цен за наем жилья включают и цены на услуги по содержанию общего имущества жилого дома, техническому обслуживанию общих коммуникаций, вывозу бытовых отходов и пр. Таким образом, оплата жилой площади предполагает не только внесение квартирной платы (ст.55 Жилищного кодекса РСФСР), но и оплату иных услуг, предоставляемых жильцам в независимости от категории жилищного фонда, в котором они проживают.

Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом исследования арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.

На основании изложенного, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что решение от 13.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.06.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-33741/03-С3 отмене или изменению в соответствии со ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.

Оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение от 13.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.06.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-33741/03-С3 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Текст документа сверен по:

рассылка