ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2004 года Дело N А29-2770/2004-4Э


[Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 1069 и 1071 ГК РФ, удовлетворил исковые требования и взыскал в пользу истца убытков с Министерства финансов Российской Федерации]

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Ногтевой В.А., судей Отдельной Л.И., Прониной С.А. без участия представителей сторон рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Республике Коми на решение от 07.07.2004 по делу N А29-2770/2004-4Э Арбитражного суда Республики Коми, принятое судьей Каменевым А.Л., по иску открытого акционерного общества "Связь" к Министерству финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Республике Коми, Министерству финансов Республики Коми и Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования "Корткеросский район", 3-и лица - Министерство труда и социального развития Республики Коми, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Корткеросском районе, о взыскании 253 842 рублей 58 копеек и установил:

открытое акционерное общество "Связь" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Республики Коми, Министерству финансов Республики Коми и Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования "Корткеросский район" о возмещении 253 842 рублей 58 копеек убытков, связанных с предоставлением в 2003 году гражданам льгот по услугам связи на основании Федерального закона "О ветеранах" и Закона Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми".

Определениями от 07.04 и 07.05.2004 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социального развития Республики Коми, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Корткеросском районе.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением от 07.07.2004 удовлетворил исковые требования: взыскал в пользу ОАО "Связь" 66 911 рублей 95 копеек убытков с Министерства финансов Российской Федерации, 186 930 рублей 63 копеек - с Министерства финансов Республики Коми.

В апелляционном порядке законность решения не проверялась.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Республике Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 07.07.2004 в части взыскания из федерального бюджета 66 911 рублей убытков.

Заявитель считает, что суд неправомерно возложил на Министерство финансов Российской Федерации обязанность по возмещению истцу расходов, возникших при реализации Федерального закона "О ветеранах". Ответчик отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие его бездействие при формировании бюджета по планированию и учету спорных расходов. В федеральном бюджете на 2003 года заложены расходы на реализацию Федерального закона "О ветеранах". Денежные средства на оплату установки и пользование телефоном ветеранам выделены Министерством труда России в полном объеме. В соответствии с пунктом 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации реализация законодательного акта производится только в пределах расходов, установленных в федеральном бюджете на очередной год.

Законность решения от 07.07.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2770/2004-4э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено двумя судебными инстанциями, ОАО "Связь" в 2003 году предоставляло населению льготы за пользование услугами связи. Предметом иска явилось взыскание возникших в связи с этим недополученных доходов, в число которых включены и 66 911 рублей 95 копеек льгот по оплате за установку и пользование телефоном, предоставленных на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Федеральный закон "О ветеранах" предусматривает определенные меры социальной защиты отдельных категорий ветеранов, в частности внеочередную бесплатную установку квартирного телефона; абонентскую плату за телефон в размере 50 процентов. Финансирование расходов на реализацию названных льгот производится за счет средств федерального бюджета (статья 10 Федерального закона "О ветеранах").

Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (срок действия Правил продлен и на 2003 год постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85). Согласно Правилам эти расходы финансируются за счет средств федерального бюджета через органы Министерства труда и социального развития Российской Федерации, который распределяет денежные средства на основании бюджетных заявок.

Согласно приложению N 7 к Федеральному закону от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" Министерству труда и социального развития Российской Федерации предусмотрены расходы на оплату установки за телефон и его использование ветеранам и инвалидам в размере 2 638 532,5 тыс. рублей.

Как следует из материалов дела и установлено Арбитражным судом Республики Коми Министерство труда и социального развития Российской Федерации распределило по субъектам денежные средства, выделенные из федерального бюджета на финансирование льгот по Федеральному закону "О ветеранах", перечислило Республике Коми 46 177,5 тыс. рублей. 662 000 рублей поступили Управлению по социальным вопросам администрации МО "Корткеросский район". Все денежные средства направлены операторам связи, что подтверждается платежными поручениями на этот счет. Фактически расходы ОАО "Связь" в спорный период, согласно счетам-фактурам и спискам льготных категорий граждан, составили 728 911 рублей 95 копеек. Наличие задолженности по компенсации рассматриваемых льгот перед истцом в размере 66 911 рублей 95 копеек также подтверждается актом сверки, подписанным Управлением по социальным вопросам администрации МО "Корткеросский район", безоговорочно.

Таким образом, убытки у ОАО "Связь" возникли из-за недофинансирования из федерального бюджета и правомерно возмещены за счет средств федерального бюджета.

Суд округа признает несостоятельной ссылку заявителя на нарушение пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Действительно, согласно названной норме, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом о бюджете, применяется закон о бюджете. Однако Федеральный закон о федеральном бюджете должен создавать надлежащее финансирование условий для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, и не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, лишать их юридической силы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О и от 11.05.2004 N 173-О).

Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

В силу изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о распределении расходов относительно государственной пошлины суд округа не рассматривал, поскольку заявитель кассационной жалобы от ее уплаты освобожден в силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона "О государственной пошлине".

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 07.07.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2770/2004-4Э, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Республике Коми - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     В.А. Ногтева

     Судьи
Л.И. Отдельная
С.А. Пронина

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка