АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 16 июня 2003 года Дело N А40-17059/03-112-200


[Суд удовлетворил требование о признании недействительным решения МИМНС об отказе в возврате излишне уплаченного налога на пользователей автодорог, поскольку в результате изменения ст.1 Закона г.Москвы N 14 от 31.05.2000 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" ставка налога уменьшена до 1 процента, заявитель же уплатил налог по ставке 2 процента, в связи с применением обратной силы закона необходимо произвести пересчет налога]

___________________________________________________________________

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2003 года данное решение оставлено без изменения.

___________________________________________________________________     


Арбитражный суд ... о признании незаконным бездействия ИМНС РФ N 13 по САО г.Москвы, выразившегося в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы налога на пользователей автодорог в размере 34067655 руб. и обязании ИМНС РФ N 13 возвратить указанную сумму налога, установил:

Заявитель просит признать незаконным бездействие ИМНС РФ N 13 по САО г.Москвы, выразившееся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы налога на пользователей автодорог в размере 34067655 руб. и обязать ИМНС РФ N 13 возвратить указанную сумму налога заявителю.

В обоснование требований заявитель ссылается на ст.78 НК РФ, п.2 ст.5 Закона ... 01.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", а также законы г.Москвы от 31.05.2000 N 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные ... от 15.11.2000 N 38.

Ответчик против удовлетворения заявления возражает по основаниям, ... в отзыве. Ответчик считает, что в спорный период (1999-2000 годы) ... г.Москвы N 3 от 03.02.99 была установлена ставка налога 2%, ...ющая положениям федерального законодательства. Кроме того, ответчик ..., что субъектам РФ предоставлялось право только изменять размер ... ставки налога, следовательно, московское законодательство в части ... закону (пониженной ставки) обратной силы превышает полномочия субъекта ... ст.13 АПК РФ закон в этой части не должен применяться.

Суд исследовал материалы дела, заслушал объяснения сторон и пришел к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 28.01.2003 ОАО "КБ "Импульс" падало в ... орган уточненные декларации по налогу на пользователей автодорог  за ... , в связи с которыми сумма налога, подлежащая уплате в ... дорожный фонд была уменьшена на 34067665 руб. Уплата налога по ... декларациям и размер указанной суммы как излишне уплаченной ... данными налогоплательщика в акте сверки (л.д.52-61, т.1).

Одновременно с уточненными декларациями заявитель представил в налоговый орган о возврате излишне уплаченной суммы налога на пользователей автодорог. Однако в установленный ст.78 НК РФ срок заявитель не произвел возврат либо зачет указанной суммы налогов, чем нарушил право заявителя, установленное подп.5 п.1 ст.21 НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.5 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ" ставка налога на пользователей автодорог устанавливалась в размере 2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Налог в равных долях подлежал зачислению в федеральный и территориальный фонды. При этом субъектам Российской Федерации было предоставлено право повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, и не более чем на 50% от ставки налога.

Законом г.Москвы от 09.07.97 "О ставке налога, взимаемых в дорожные фонды", предусматривающие, что налог на пользователей автодорог зачисляется в территориальный дорожный фонд г.Москвы в размере 1,25% от полученной выручки. Федеральным законом от 27.06.98 N 93-ФЗ были внесены изменения в Закон "О дорожных фондах ...", в соответствии с которыми отчисления налога на пользователей автодорог устанавливались в размере 0,5% в федеральный дорожный фонд и 2% - в территориальные.

В то же время сохранялось право субъектов понижать ставку налога не более чем на 50%, в соответствии с которым ставка не была изменена законодателем Москвы. 03.02.99 Законом г.Москвы N 4 была установлена ставка налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд в размере 2%, при этом статьей 3 этого же Закона было предусмотрено, что эта ставка применяется к правоотношениям, возникшим с 01.04.98.

Закон г.Москвы N 4 утратил силу в связи с принятием Закона г.Москвы от 31.05.2000 N 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды". Вместе с тем, в данном законе содержались нормы, устанавливающие ставку налога в размере 2% и применение этой ставки с 01.04.98.

Законом г.Москвы от 15.11.2000 N 38, вступившим в силу с 01.01.2001 были внесены изменения в ст.1 Закона г.Москвы N 14, установившие ставку налога в размере 1%, при этом в статье 3 было сохранено положение, устанавливающее, что эта ставка распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.98.

Следовательно, Закон г.Москвы N 14 в редакции от 15.11.2000 установил, что ставка налога в размере 1% должна применяться к правоотношениям, возникшим с 01.04.98.

Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 10.04.2002 N 83-О. Конституционный суд признал, что сохранение положения, распространяющего новую пониженную ставку на правоотношения, возникшие с 01.04.99, дает основания истолковать данную норму в пользу налогоплательщиков.

Довод ответчика о том, что субъектам РФ предоставлялось право только изменять размер действующей ставки налога, следовательно, московское законодательство в части придания закону (пониженной ставки) обратной силы превышает полномочия субъекта и в силу п.2 ст.13 АПК РФ закон в этой части не должен применяться судом, не принимается. Закон субъекта Российской Федерации, принятый в пределах его компетенции, не обладает более низкой, по сравнению с федеральным законом, юридической силой.

Отсутствие у заявителя недоимок по налогу, задолженностей по пеням ... признанным штрафам в территориальный дорожный фонд подтверждается актом сверки (л.д.51-61), ответчиком не оспаривается. Следовательно, требование заявителя о возврате излишне уплаченной суммы налога обоснованно.

На основании изложенного, ст.ст.170, 201 АПК РФ, суд решил:

Признать незаконным бездействие ИМНС РФ N 13 по САО г.Москвы в форме уклонения от возврата ОАО "КБ "Импульс", зарегистрированному 24.01.95 за N 206819 по адресу: г.Москва, ул.Восьмого Марта, д.10 стр.14, из соответствующего бюджета излишне уплаченной суммы налога на пользователей автодорог в размере 34067655 руб. как противоречащее ст.78 НК РФ, статьям 1 и 3 Закона г.Москвы N 14 (в ред. 15.11.2000) "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды", определению Конституционного суда РФ от 10.04.2002 N 83-О и обязать ИМНС РФ N 13 по САО г.Москвы возвратить ОАО "КБ "Импульс", зарегистрированному 24.01.95 за N 206819 по адресу: г.Москва, ул.Восьмого Марта, д.10 стр.14, из соответствующего бюджета излишне уплаченную сумму налога на пользователей автодорог в размере 34067655 руб.

Возвратить ОАО "КБ "Импульс", зарегистрированному 24.01.95 за N 206819 по адресу: г.Москва, ул.Восьмого Марта, д.10 стр.14, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 101000 руб.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия настоящего решения в соответствии с порядком, установленным ст.ст.257, 259 АПК РФ.

Кассационная жалоба может быть подана в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения в порядке, предусмотренном ст.ст.275, 276 АПК РФ.

Мотивированное решение изготовлено 16.06.2003.

Судья
...




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка