ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2004 года Дело N А21-470/04-С1
[Отделение ФСС нарушило установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок производства по делу о налоговом правонарушении, что в данном случае в силу пункта 6 статьи 101 НК РФ является основанием для признания решения страхователя о привлечении организации к ответственности за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам социального страхования незаконным, а следовательно, отсутствуют и основания для взыскания с организации штрафа]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Блиновой Л.В., судей: Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., рассмотрев 24.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 15.03.2004 (судья Сергеева И.С.) и постановление апелляционной инстанции от 18.05.2004 (судьи: Залужная Ю.Д., Гурьева И.Л., Талалас Е.А.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-470/04-С1, установил:
Государственное учреждение - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение ФСС) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с Калининградской региональной молодежной общественной организации "Цунами" (далее - организация) 1000 руб. штрафа за непредставление в установленный срок расчетной ведомости по средствам социального страхования за 9 месяцев 2003 года.
Решением суда от 15.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2004, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе отделение ФСС просит отменить решение и постановление суда, ссылаясь на неправильное применение судом положений статей 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также статьи 3 Закона Российской Федерации от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). Податель кассационной жалобы считает, что страхователь - юридическое лицо обязан представлять страховщику расчетную ведомость установленной формы независимо от наличия или отсутствия у него наемных работников (застрахованных лиц).
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, организация зарегистрирована в качестве страхователя в отделении ФСС. Факт регистрации подтверждается страховым свидетельством Фонда социального страхования Российской Федерации N 3900036827.
Организация не представила в отделение ФСС расчетную ведомость по средствам социального страхования за девять месяцев 2003 года.
В соответствии со статьей 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.
Пунктом 13 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, установлена обязанность страхователей ежеквартально составлять отчетность по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме, утверждаемой страховщиком, и представлять ее страховщику в установленный им срок. Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.12.2001 N 122 утверждена форма расчетной ведомости по средствам фонда, которая составляется страхователями и представляется ежеквартально нарастающим итогом до 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
В акте отделения ФСС от 27.10.2003 N 48 указано, что организация нарушила срок представления расчетной ведомости за девять месяцев 2003 года.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 данного Закона. В пункте 1 статьи 5 названного Закона определен перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию: физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем..., физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Из приведенных норм следует, что возникновение обязанности направлять страховщику сведения по средствам социального страхования законодатель связывает с моментом установления страхователем трудовых или гражданско-правовых правоотношений с работником. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие наличие в организации лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Поэтому кассационная инстанция считает правильным вывод суда относительно того, что возникновение обязанности направлять страховщику сведения по средствам социального страхования законодатель связывает с моментом установления страхователем трудовых или гражданско-правовых отношений с работником.
Согласно статье 20 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в исполнительные органы Фонда по месту своей регистрации отчетность по форме, установленной Фондом. Нарушение установленного срока представления или непредставление страхователями отчетности влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
В соответствии со статьей 34.1 НК РФ в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом. При этом "должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 Кодекса".
Согласно статье 8 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами фонда в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения. Статьей 8 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" действие частей первой, второй и четвертой статьи 8 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" продлено на 2003 год. Таким образом, взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 НК РФ, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, и в порядке, установленном главами 14 и 15 названного Кодекса, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.
Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности, который отделение ФСС обязано соблюдать при выявлении им правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 НК РФ форме. Вместе с тем согласно подпунктам 7 и 9 пункта 1 статьи 21 и подпункту 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговый орган (в данном случае - отделение ФСС) обязан направить налогоплательщику (организации) копию акта проверки, а последний вправе представить пояснения либо возражения по акту проведенной проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган (отделение ФСС) извещает налогоплательщика (организацию) заблаговременно, причем независимо от представления или непредставления налогоплательщиком (организацией) возражений по акту проверки. Только в случае если, несмотря на извещение, налогоплательщик не явился, материалы проверки, включая представленные им возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые установлены названным Кодексом.
Суд первой инстанции правомерно указал на необоснованность довода отделения ФСС о том, что права налогоплательщика не нарушены, поскольку акт страхователю высылался и у него была возможность представить возражения или пояснения до момента привлечения его к ответственности.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решение отделения ФСС о привлечении организации к ответственности за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам социального страхования вынесено без извещения страховщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки (о выявленном правонарушении), что, по мнению суда, в данном случае лишило организацию возможности реализовать свои права, предусмотренные статьей 21 НК РФ.
Таким образом, отделение ФСС нарушило установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок производства по делу о налоговом правонарушении, что в данном случае в силу пункта 6 статьи 101 НК РФ является основанием для признания решения страхователя о привлечении организации к ответственности незаконным, а следовательно, отсутствуют и основания для взыскания с организации штрафа.
Поскольку дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда, касающиеся применения норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение от 15.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.05.2004 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-470/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.Блинова
Судьи:
С.Н.Бухарцев
О.А.Корпусова
Текст документа сверен по:
рассылка