ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2004 года Дело N А26-7367/02-15


[Суд удовлетворил иск общества о признании недействительной регистрации права федеральной собственности на спорное здание, так как установил, что спорный объект выбыл из федеральной собственности в результате сделки приватизации, совершенной по решению уполномоченного органа, приватизация никем не оспорена и недействительной не признана]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Грачевой И.Л., судей: Коняевой Е.В., Сапоткиной Т.И., при участии: от открытого акционерного общества "Сортавальский дробильно-сортировочный завод" Пчелинцевой В.С. (доверенность от 31.08.2004), Федотовой Л.В. (доверенность от 31.08.2004), от территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Карелия Щепериной Н.А. (доверенность от 31.08.2004), от администрации местного самоуправления города Сортавала Афанасьева Д.С. (доверенность от 31.12.2003), рассмотрев 01.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.05.2004 по делу N А26-7367/02-15 (судья Панова Т.Е.), установил:

Открытое акционерное общество "Сортавальский дробильно-сортировочный завод" (далее - ОАО "Сортавальский ДСЗ") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству государственной собственности Республики Карелия (далее - Министерство) о признании недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРП) о регистрации права федеральной собственности на помещения третьего этажа в доме N 2 по улице Лесной в городе Сортавала Республики Карелия и признании за истцом права собственности на данные помещения.

До принятия решения по делу судом принято уточнение истцом заявленных требований. ОАО "Сортавальский ДСЗ" просило признать недействительной регистрацию права федеральной собственности на третий этаж и лестничные клетки с первого по третий этажи общей площадью 447 кв.м в доме N 2 по улице Лесной в городе Сортавала Республики Карелия.

Определениями от 24.01.2003 и 20.03.2003 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Центр по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Республики Карелия, именуемый в настоящее время Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Карелия (далее - Учреждение юстиции), и Управление судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Республике Карелия (далее - Управление судебного департамента).

Определением от 07.02.2003 Учреждение юстиции привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

Определением от 03.04.2003 принято встречное исковое требование Министерства о признании права федеральной собственности на помещения третьего этажа дома N 2 по улице Лесной в городе Сортавала Республики Карелия.

Решением от 04.07.2003 (судья Панова Т.Е.) суд удовлетворил основной иск и признал недействительной регистрацию права федеральной собственности на здание конторы общей площадью 1642 кв.м, расположенное по указанному адресу, в части здания: третьего этажа и лестничной клетки с первого по третий этаж общей площадью 447 кв.м. Производство по встречному иску Министерства прекращено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.10.2003 (судьи: Комаров А.Н., Грачева И.Л., Сергеева И.В.) решение от 04.07.2003 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

До принятия решения по делу истец уточнил исковые требования и просил признать недействительной регистрацию права федеральной собственности на четырехэтажное здание конторы общей площадью 1642 кв.м, расположенное по указанному выше адресу.

Определением от 02.02.2004 произведена замена Министерства как ответчика по основному иску и истца по встречному иску на Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Территориальное управление) в связи с возложением на него полномочий территориального органа Министерства имущественных отношений Российской Федерации.

Определением от 02.03.2004 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация местного самоуправления города Сортавала (далее - Администрация), заявившая самостоятельные требования о признании недействительной государственной регистрации права федеральной собственности на спорное здание, ссылаясь на то, что первый, второй и четвертый этажи находятся в муниципальной собственности.

До принятия решения по делу Территориальное управление 16.04.2004 предъявило встречный иск о признании договоров от 05.07.92 и от 20.01.93, заключенных между истцом и мэрией города Сортавала, недействительными.

Решением от 06.05.2004 удовлетворен основной иск, регистрация права федеральной собственности на спорное четырехэтажное здание конторы признана недействительной; в удовлетворении встречных исков Территориального управления отказано.

В апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.

В кассационной жалобе Территориальное управление просит решение от 06.05.2004 отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, материалами дела подтверждается, что спорное четырехэтажное здание штаба как единый и самостоятельный объект недвижимости входило в состав объектов городка военно-строительного отряда (далее - ВСО), не подлежащих приватизации, и не было включено в уставный капитал создаваемого в процессе приватизации акционерного общества. Не могло быть передано данное здание и в муниципальную собственность, поскольку оно входило в состав имущества истца как предприятия добывающей промышленности и в силу положений пункта 1 раздела IV приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 являлось объектом, относящимся исключительно к федеральной собственности. Таким образом, основания для возникновения у истца права собственности на третий этаж и права муниципальной собственности на первый, второй и четвертые этажи спорного здания отсутствуют.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Территориального управления подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представители ОАО "Сортавальский ДСЗ" и Администрации просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.

Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, имущество государственного предприятия "Сортавальский дробильно-сортировочный завод" (далее - ГП "Сортавальский ДСЗ"), являющегося правопредшественником ОАО "Сортавальский ДСЗ", до момента приватизации названного предприятия находилось в государственной собственности. Право управления имуществом данного предприятия, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, было поручено Министерству атомной энергетики и промышленности СССР в лице его уполномоченного отраслевого специализированного объединения "Спецстройматериалы".

В состав имущества ГП "Сортавальский ДСЗ" входили наряду с другим имуществом 18 объектов городка ВСО, в том числе и спорное здание.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что строительство объектов городка ВСО осуществлено в 1983 году по заказу дробильно-сортировочного комплекса "Кирьявалахти" (правопредшественника ГП "Сортавальский ДСЗ) за счет средств, выделенных на строительство названного комплекса, для размещения военно-строительного отряда, не входившего в состав вооруженных сил, а подчинявшегося Министерству среднего машиностроения СССР. В ходе строительства было допущено отступление от утвержденного проекта и над спорным зданием штаба надстроены третий и четвертый этажи для размещения заводоуправления заказчика.

Согласно пояснениям ОАО "Сортавальский ДСЗ" и Администрации к 1992 году большинство объектов городка ВСО, имевших бытовое назначение, перестали кем-либо использоваться, начали разрушаться, поэтому в целях наиболее эффективного использования имущества предприятия 05.07.92 ГП "Сортавальский ДСЗ" и мэрия города Сортавала заключили договор на передачу с баланса предприятия на баланс мэрии всего комплекса городка ВСО, за исключением помещений, занимаемых заводоуправлением. В помещениях первого этажа спорного здания находилась служба скорой помощи города Сортавала.

Согласно письму от 20.10.92 данная передача объектов была одобрена руководством Министерства Российской Федерации по атомной энергии (т.2, л.д.81).

Здания, сооружения и инженерные сети городка ВСО 10.12.92 были переданы мэрии города Сортавала по соответствующему акту, подписанному сторонами.

В 1993 году на основании распоряжения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее - Госкомимущество) от 25.03.93 N 501-р и по согласованию с Министерством атомной энергетики Российской Федерации (т.3, л.д.65) и в соответствии с пунктом 2.3 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.92 N 2980-1, осуществлена приватизация ГП "Сортавальский ДСЗ" путем его преобразования в акционерное общество открытого типа "Сортавальский дробильно-сортировочный завод" (далее - АООТ "Сортавальский ДСЗ"). План приватизации предприятия утвержден решением территориального агентства Госкомимущества - Комитетом Республики Карелия по управлению государственной собственностью (далее - Комитет) от 12.03.93. Из плана приватизации и акта оценки стоимости имущества следует, что объекты городка ВСО, отнесенные к объектам социально-культурного и социально-бытового назначения, не вошли в состав приватизируемого имущества и подлежали передаче в муниципальную собственность.

Впоследствии между ГП "Сортавальский ДСЗ" и мэрией города Сортавала был заключен новый договор от 20.01.93 о передаче с баланса предприятия на баланс мэрии комплекса городка ВСО.

Дополнительным соглашением от 21.09.94 к договору от 20.01.93 стороны согласовали, что АООТ "Сортавальский ДСЗ" по отдельному акту передает безвозмездно с баланса предприятия на баланс муниципального предприятия "Жилищный трест" четвертый этаж конторы (пристройка к штабу ВСО), а третий этаж остается в собственности АООТ "Сортавальский ДСЗ".

22.05.2000 Учреждение юстиции произвело регистрацию права собственности ОАО "Сортавальский ДСЗ" на третий этаж и лестничные клетки первого-третьего этажей общей площадью 447 кв. м дома N 2 по улице Лесной в городе Сортавала Республики Карелия (свидетельство о государственной регистрации права собственности АВ 0029960). Запись о регистрации N 10-01/07-11/2000-450 в ЕГРП права собственности на указанную выше часть здания за ОАО "Сортавальский ДСЗ" сделана на основании акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссии от 26.03.83 и плана приватизации, зарегистрированного 25.06.93 с приложением N 1.

С 1992 года помещения первого, второго и четвертого этажей находятся в ведении Администрации. В 1993 году Администрация постановлением от 13.09.93 дала разрешение на размещение в спорном здании Сортавальского городского отдела внутренних дел, а с 1999 года часть помещений стал занимать Сортавальский городской суд.

Поскольку в дальнейшем Учреждением юстиции в ЕГРП была сделана запись от 06.12.2001 N 10-01/01-33/2001-144 о регистрации права федеральной собственности "на четырехэтажное здание конторы (здание бывшего штаба ВСО) общей площадью 1642 кв.м (1, 2, 3, 4-этажное), расположенное по адресу: Республика Карелия, город Сортавала, улица Лесная, д.2", ОАО "Сортавальский ДСЗ", ссылаясь на то, что третий этаж является его собственностью и регистрацией права федеральной собственности на все здание нарушены его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Кассационная инстанция считает, что суд, всесторонне и полно проанализировав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и дав им надлежащую оценку, установил, что спорный объект выбыл из федеральной собственности в результате сделки приватизации, совершенной по решению территориального органа Госкомимущества от 12.03.93. Суд пришел к обоснованному выводу, что, утвердив план приватизации ГП "Сортавальский ДСЗ", Комитет тем самым принял решение о передаче объектов городка ВСО из государственной собственности в муниципальную. Приватизация ГП "Сортавальский ДСЗ" и передача объектов ВСО в муниципальную собственность никем не оспорена и недействительной не признана. В удовлетворении встречного иска Территориального управления о признании недействительными договоров от 05.07.92 и 20.01.93 судом правомерно отказано в связи с пропуском десятилетнего срока исковой давности, о применении которого заявлено Администрацией.

При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о незаконности государственной регистрации права федеральной собственности на спорное здание.

Удовлетворение основного иска соответственно является поводом для отказа в удовлетворении встречных требований Территориального управления о признании за ним права на третий этаж спорного здания.

Кассационная инстанция считает несостоятельным довод Территориального управления о правомерности регистрации права федеральной собственности от 06.12.2001 на здание в связи с нахождением в части его помещений в настоящее время федеральных государственных органов - отдела внутренних дел города Сортавала и Сортавальского федерального городского суда, а в соответствии со статьей 50 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным Законом вопросов местного значения.

Согласно подпункту 3 пункта 8 статьи 85 названного Закона органы местного самоуправления должны обеспечить безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти. Поскольку в указанном порядке спорное имущество в федеральную собственность не передано, оно не может считаться федеральной собственностью.

Кассационная инстанция не согласна с доводом подателя жалобы о том, что суд, признав недействительной государственную регистрацию права федеральной собственности, вышел за пределы исковых требований ОАО "Сортавальский завод" и Администрации, просивших признать недействительным право федеральной собственности и исключить из числа ответчиков Учреждение юстиции.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. По смыслу статьи 2 указанного Закона в судебном порядке оспаривается зарегистрированное право, а не сама запись о регистрации.

Поскольку материалами дела подтверждено право собственности ОАО "Сортавальский ДСЗ" на третий этаж и право муниципальной собственности на первый, второй и четвертый этажи спорного здания конторы, а запись о регистрации права на объект недвижимости носит производный характер и зависит от основания ее возникновения, суд правомерно удовлетворил требования истца и Администрации и признал недействительной регистрацию права федеральной собственности на все здание.

Кроме того, из материалов дела не следует, что суд удовлетворил ходатайства от 30.01.2004 истца и Администрации об уточнении исковых требований и об исключении из числа ответчиков Учреждения юстиции. Из определений суда от 02.02.2004, от 02.04.2004, 19.04.2004 видно, что истец и Администрация просили признать недействительной государственную регистрацию права федеральной собственности на спорное здание. Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании кассационной инстанции представителями названных лиц, которые пояснили, что судом удовлетворены требования в заявленном ими виде.

При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что решение суда обосновано материалами дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно и оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.05.2004 по делу N А26-7367/02-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.

     Председательствующий
И.Л.Грачева

Судьи:
Е.В.Коняева
Т.И.Сапоткина

Текст документа сверен по:

рассылка