• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июля 2004 года Дело N Ф03-А51/04-1/1913


[Удовлетворяя требования истца за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ, суды
первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающий возмещение расходов на реализацию указанных льгот
за счет федерального бюджета]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: …, при участии: от истца - представители не явились; от ответчика - представители не явились; от третьего лица - представители не явились, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 15.03.2004, постановление от 22.04.2004 по делу N А51-12178/03 27-387 Арбитражного суда Приморского края, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья …, в суде апелляционной инстанции судьи: …, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения Теплосбыта "Дальэнергосбыт" к администрации МО г.Артем, Департамент финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, третье лицо - Финансовое управление администрации г.Артема, о взыскании 7087442,54 руб., установил:

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено до 20.07.2004.

Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения Теплосбыта "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации г.Артема, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 7087442,54 рублей, составляющих затраты, понесенные истцом с февраля 2002 года по июнь 2003 года (включительно) в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате тепловой энергии, предусмотренных ФЗ "О ветеранах" от 12.01.95 N 5.

Истец до принятия решения в порядке ст.49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 6075186 руб. в связи с уточнением суммы предоставленных льгот и исключением из суммы расчета налога на добавленную стоимость.

Решением от 15.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.04.2004, исковые требования ОАО "Дальэнерго" удовлетворены в полном объеме. В иске к остальным ответчикам отказано.

При этом суды обеих инстанций исходили из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Приморский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных ОАО "Дальэнерго" и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", и в нарушение п.2 ст.10 указанного Закона не учло при формировании федеральных бюджетов на 2002 и на 2003 год отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.

Отказ в иске к администрации МО г.Артем, Департаменту финансов администрации Приморского края суд мотивировал тем, что свои обязательства по возмещению расходов истца в спорные периоды указанные ответчики исполнили надлежащим образом.

Не согласившись с принятыми решением от 15.03.2004 и постановлением апелляционной инстанции от 22.04.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п.2 ч.1 ст.10 ФЗ "О ветеранах", где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.

Кроме того, указывает на то, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливно- и газоснабжающим организациям, управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.

Полагает, что из федерального бюджета Приморскому краю в спорные периоды выделено достаточно денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах", что подтверждается Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год", "О краевом бюджета на 2003 год".

Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, ОАО "Дальэнерго" за счет собственных средств с февраля 2002 года по июнь 2003 года (включительно) предоставляло в соответствии с ФЗ "О ветеранах" льготы в виде 50% скидки по оплате тепловой энергии жителям муниципального образования г.Артема, в результате чего понесло убытки, которые были частично возмещены администрацией МО г.Артема.

Всего за указанный период истец предоставил льгот на сумму 6075186,76 рублей, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.

Между тем указанные расходы в спорные периоды администрацией МО г.Артема компенсированы не были, в связи с чем ОАО "Дальэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.

Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей возмещение расходов на реализацию указанных льгот за счет федерального бюджета.

Постановлениями Правительства РФ от 30.07.98 N 862 и от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Как видно из материалов дела, постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливно-газоснабжающим организациям, управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.

Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в составе расходов федерального бюджета в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194 от 30.12.2001, ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" N 176 от 24.12.2002 не утверждались, так же как и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Приложением N 7 к Закону Приморского края от 07.06.2002 "О краевом бюджете на 2002 год" предусмотрена передача г.Артему государственных полномочий Приморского края на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 321880 руб. Согласно сведений о фактическом перечислении средств на реализацию этого же закона за 8 месяцев 2003 года представлена сумма 7141 руб.

Муниципальным образованием г.Артема данные денежные средства получены и распределены по целевому назначению на основании отчетов об исполнении краевого бюджета на 2002 год, об исполнении краевого бюджета на 2003 год.

Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием г.Артема данных средств в деле не имеется.

Таким образом, Приморский край как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ "О ветеранах", предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного Закона в пределах своих финансовых возможностей.

Согласно п.2 ст.49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.95 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.99 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Часть 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" устанавливает, что расходы государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое значение.

Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями, в связи с предоставлением льгот ветеранам.

Пунктом 4 статьи 130, ст.ст.133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.

Таким образом, суд правомерно возложил ответственность за неисполнение ФЗ "О ветеранах" на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 15.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.04.2004 по делу N А51-12178/03 27-387 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

     Судьи
...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А51-12178/03
Ф03-А51/04-1/1913
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
Дата принятия: 20 июля 2004

Поиск в тексте