• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2004 года Дело N А26-3695/04-22


[Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда о правомерности предъявления к вычету НДС, поскольку  общество представило исправленные счета-фактуры, соответствующие требованиям положений пункта 5 статьи 169 НК РФ до вынесения налоговым органом решения, следовательно, подтвердило свое право на налоговые вычеты, в связи с чем привлечение общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, неправомерно]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Абакумовой И.Д., судей: Зубаревой Н.А., Малышевой Н.Н., рассмотрев 21.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.06.2004 по делу N А26-3695/04-22 (судья Таратунин Р.Б.), установил:

Открытое акционерное общество "Медвежьегорский хлебозавод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия (в настоящее время правопреемник Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Республике Карелия, далее - налоговая инспекция) от 01.03.2004 N 05-04/61 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде 1870 руб. штрафа.

Решением от 11.06.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд признал недействительным оспариваемое решение и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.

По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно применило право на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), поскольку нарушены положения пункта 5 статьи 169 НК РФ, а именно, в счетах-фактурах от 31.10.2003 N 355, от 29.10.2003 N 345, от 24.11.2003 N 2119 и N 2118, от 30.11.2003 N 00000065 не указан адрес покупателя, в счетах-фактурах от 29.10.2003, от 26.11.2003, от 12.11.2003, от 13.11.2003, от 18.11.2003 б/н, от 28.11.2003 N 126 не указаны адрес и идентификационный номер покупателя. Исправленные счета-фактуры, заверенные в соответствии с пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила) в налоговый орган Обществом представлены не были. Кроме того, согласно положениям пункта 14 Правил счета-фактуры, выставленные с нарушениями положений статьи 169 НК РФ, не могут регистрироваться в книге покупок до внесения продавцом исправлений, заверенных продавцом с указанием даты внесения исправления.

Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.

Общество 22.12.2003 представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС за ноябрь 2003 года по внутреннему рынку, в которой указало к возмещению из бюджета 69884 руб. налоговых вычетов.

Налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации и документов, представленных Обществом по требованию налоговой инспекции, по вопросу правомерности применения налогоплательщиком налоговых вычетов.

В ходе проверки налоговая инспекция выставила в отношении Общества требование от 15.01.2004 N 05-18/243 о представлении ряда документов, а именно: книги покупок за ноябрь 2003 года, книги продаж за ноябрь 2003 года, счетов-фактур поставщиков продукции за указанный период, приходных кассовых ордеров, платежных поручений на оплату счетов-фактур поставщиков за указанный период. Данные документы Обществом были представлены 30.01.2004 N 73.

Рассмотрев представленные документы, налоговая инспекция выявила в ряде счетов-фактур нарушения пункта 5 статьи 169 НК РФ, в результате чего установлено необоснованное заявление 9350 руб. налоговых вычетов по НДС, о чем составила докладную записку от 12.02.2004 и направила Обществу 13.02.2004.

Общество представило в налоговый орган возражения от 26.02.2004 N 119 к докладной записке с приложением исправленных счетов-фактур.

Налоговая инспекция приняла решение от 01.03.2004 N 05-04/61 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 1870 руб. штрафа. Указанным решением Обществу предложено уплатить 9350 руб. НДС и 322 руб. 83 коп. пеней.

На основании решения налоговый орган выставил требование по состоянию на 01.03.2004 N 365 об уплате 9350 руб. налога, а также требование от 01.03.2004 N 367 об уплате налоговой санкции.

Позднее, 30.03.2004 налоговая инспекция приняла решение N 129 о взыскании 9350 руб. налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.

Общество не согласилось с решением налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд, удовлетворяя требования Общества, указал на правомерность предъявления налогоплательщиком к вычету 9350 руб. НДС за ноябрь 2003 года.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.

В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, по операциям, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 названной нормы вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса.

В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Порядок оформления и выставления счетов-фактур изложен в статье 169 НК РФ, где счет-фактура определен как документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, приведен в пункте 5 статьи 169 НК РФ, а порядок заверения данных счета-фактуры предусмотрен в пункте 6 той же статьи.

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны, в том числе адрес и идентификационный номер покупателя.

Правовые последствия несоблюдения требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ установлены в пункте 2 статьи 169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Таким образом, одним из условий предъявления к вычету и возмещения из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам, является наличие у налогоплательщика на дату составления декларации по НДС за соответствующий налоговый период счетов-фактур, предусмотренных статьей 169 НК РФ, оформленных с соблюдением установленных требований.

Счета-фактуры оформляют и выставляют продавцы товаров.

Общество представило исправленные счета-фактуры, соответствующие требованиям положений пункта 5 статьи 169 НК РФ до вынесения налоговым органом решения, следовательно, подтвердило свое право на налоговые вычеты.

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата и неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Согласно статье 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.

В данном случае суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда о правомерности предъявления к вычету 9350 руб. НДС за ноябрь 2003 года, в связи с чем привлечение Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, неправомерно.

Таким образом, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт соответствует действующему законодательству, а следовательно, оснований для его отмены не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.06.2004 по делу N А26-3695/04-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Республике Карелия - без удовлетворения.

     Председательствующий
И.Д.Абакумова

Судьи:
Н.Н.Малышева
Н.А.Зубарева

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А26-3695/04-22
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 21 октября 2004

Поиск в тексте