• по
Более 60000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2004 года Дело N А44-1500/04-С10


[Поскольку ИМНС не оспаривает правомерность применения обществом ставки 0% и факт уплаты им сумм НДС поставщикам экспортированного товара, суд признал недействительным отказ ИМНС в возмещении обществу НДС, указав, что право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Пастуховой М.В., судей: Клириковой Т.В., Морозовой Н.А., рассмотрев 11.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород на решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.04.2004 по делу N А44-1500/04-С10 (судья Анисимова З.С.), установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Комтранс" (далее - Общество, ООО "Комтранс") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород (далее - Инспекция) от 19.12.2003 N 17-12/1001 в части отказа в возмещении 191413 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за август 2003 года.

Решением от 02.04.2004 арбитражный суд удовлетворил требования Общества в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований. Как указывает податель жалобы, неуплата поставщиками заявителя в бюджет налога с выручки, полученной от Общества, является основанием к отказу в возмещении сумм НДС.

Представители сторон, в установленном порядке извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, ООО "Комтранс" 19.09.2003 представило в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставе 0 процентов за август 2003 года и документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской федерации (далее - НК РФ). По результатам камеральной проверки представленных документов Инспекцией вынесено решение от 19.12.2003 N 17-12/1001, которым заявителю отказано в возмещении из бюджета 191413 руб. НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов при осуществлении экспортных операций. В ходе проверки налоговым органом установлено наличие полного пакета документов в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165 НК РФ, пункта 2 статьи 171 НК РФ и пункта 1 статьи 172 НК РФ для подтверждения права на применение налогового вычета по экспорту за август 2003 года. Основанием для отказа в возмещении налога послужило отсутствие сведений об уплате в бюджет налога на добавленную стоимость поставщиками заявителя.

Суд кассационной инстанции считает, что отказ налогового органа в возмещении оспариваемой суммы НДС не основан на нормах налогового законодательства и нарушает права Общества.

Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций, и порядок реализации этого права установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме для подтверждения права на возмещение сумм НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по налоговой ставке 0 процентов и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган, проверив обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, должен принять решение о возмещении путем зачета или возврата сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении.

Обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов подтверждается документами, приведенными в статье 165 и пункте 1 статьи 172 НК РФ. Согласно же пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении налога к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщикам и производителям товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод Инспекции об отсутствии у нее сведений, подтверждающих факт перечисления в бюджет сумм НДС поставщиками заявителя.

Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ именно на налоговые органы возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В случае выявления в ходе налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении ими этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций, и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

В данном случае Инспекция не оспаривает правомерность применения Обществом ставки 0 процентов за август 2003 года и факт уплаты им сумм НДС поставщикам экспортированного товара, что и является основанием для применения налоговых вычетов. Не оспаривает налоговый орган и отсутствие предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ оснований для осуществления зачета сумм НДС, подлежащих возмещению.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным решение Инспекции от 19.12.2003 N 17-12/1001 в части отказа Обществу в возмещении из бюджета 191413 руб. НДС за август 2003 года.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.04.2004 по делу N А44-1500/04-С10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород - без удовлетворения.

     Председательствующий
М.В.Пастухова

Судьи:
Т.В.Клирикова
Н.А.Морозова

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А44-1500/04-С10
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 16 августа 2004

Поиск в тексте