• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2004 года Дело N Ф04/3480-1437/А27-2004


[Удовлетворяя иск о признании незаконным бездействия налогового органа и обязании налогового органа принять решение о зачете сумм излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей по налогам в бюджеты соответствующих уровней, арбитражный суд принял обоснованное и законное решение]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: ..., при участии в судебном заседании: от истца - Волков Е.В., адвокат, удостоверение от 22.01.2004 N 765, по доверенности от 16.02.2004 N 16/04; от налогового органа - Меркурьева С.В., главный госналогинспектор, по доверенности от 25.05.2004 N 16-04/40741, удостоверение N 256261 от 26.04.2004, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Кемерово на решение от 13.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10289/2003-6, установил:

Открытое акционерное общество "Химволокно Амтел-Кузбасс" (далее - ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс"), г.Кемерово обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Кемерово (далее - инспекция МНС РФ по г.Кемерово) о признании незаконным бездействия налогового органа и обязании налогового органа принять решение о зачете сумм излишне уплаченного земельного налога в 2001, 2002 годах в размере 10765501,92 руб. в счет предстоящих платежей по налогам в бюджеты соответствующих уровней.

В судебном заседании ОАО "Химволокно-Амтел-Кузбасс" предмет иска изменен, заявитель просил признать недействительным решение инспекции МНС об отказе в зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 10047589 руб., изложенное в письме от 02.09.2003 N 16-12-34/3179 (89339) и обязать налоговый орган устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

Требования заявителя мотивированы тем, что отказ налогового органа в зачете излишне уплаченной суммы земельного налога не основан на законе, поскольку при исчислении земельного налога в 2001-2002 годах налог следовало исчислять исходя из базовых ставок земельного налога, установленных решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 "О ставках земельного налога на территории г.Кемерово" с применением повышающего коэффициента 2, который был введен Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ.

Решением от 13.11.2003 (судья ...) требования ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" удовлетворены, решение налогового органа об отказе в зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 10047589 руб., изложенное в письме от 02.09.2003 N 16-12-34/3179 (89339) признано недействительным. Также суд обязал налоговый орган устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2004 (судьи: ...), решение суда от 13.11.2003 изменено, решение налогового органа об отказе в зачете излишне уплаченных сумм земельного налога, изложенное в письме от 02.09.2003 N 16-12-34/3179 (89339) признано недействительным в части сумм земельного налога размере 7176850 руб., в остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция МНС РФ по г.Кемерово, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ОАО "Химволокно-Амтел-Кузбасс". По мнению налогового органа, к базовым ставкам земельного налога, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 следует применять повышающий коэффициент, установленный Законом Российской Федерации N 29-ФЗ.

ОАО "Химволокно-Амтел-Кузбасс" с требованиями кассационной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, 25.07.2003 ОАО "Химволокно-Амтел-Кузбасс" обратилось в Инспекцию МНС с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в счет предстоящих платежей в связи с тем, что при исчислении земельного налога в 2001-2002 годах ошибочно применило повышающие коэффициенты 2; 1,2; 2. В обоснование заявления были представлены уточненные налоговые декларации и платежные поручения, подтверждающие уплату налога в размере 10765501,92 руб.

По результатам рассмотрения заявления налоговый орган письмом от 02.09.2003 N 16-12-34/3179 (89339) отказал налогоплательщику в зачете излишне уплаченного налога в связи с тем, что поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.

Удовлетворяя требование ОАО "Химволокно-Амтел-Кузбасс", Арбитражный суд Кемеровской области принял обоснованное и законное решение.

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений в соответствующий бюджет по которому определяется земельным законодательством.

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю", размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами, на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.

На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.96 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", который вступил в законную силу с 01.01.97.

Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами.

Соответственно, должны индексироваться конкретные ставки, определенные уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

Судом правильно указано, что соответствующие нормы об индексации ставок земельного налога включены в федеральные законы о федеральном бюджете.

Проанализировав статью 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" суд правильно указал, что применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента "2" ограничивается 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент также не подлежит применению, поскольку Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" введен новый повышающий земельную ставку коэффициент "1,2", действие этого коэффициента ограничивается 2000 годом.

В связи с изложенным кассационная инстанция поддерживает вывод суда о том, что ни одним правовым актом не предусматривается обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемых органами власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2000 году применяются в 2001 году для всех категорий земель, в статье 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" также указано, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году применяются в 2002 году с коэффициентом "2" для всех категорий земель.

Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога с коэффициентом "2", действовавшие в 1996 году применяются в 1997 году для всех категорий земель также с коэффициентом "2".

Решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 согласно пункта 5 вступило в силу с 01.01.97, в связи с чем, коэффициент "2", предусмотренный Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" не подлежит применению к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, так как в 1996 году эти ставки не действовали.

В связи с принятием Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" и введением коэффициента "2" к ставкам земельного налога, Кемеровским городским Советом народных депутатов решением от 28.03.97 был установлен коэффициент "0,5" с 01.01.97 на год.

Поскольку введение данного коэффициента местным представительным органом не противоречит нормам налогового законодательства, кассационная инстанция поддерживает вывод суда о том, что расчет земельного налога за 1997 год должен производиться с учетом коэффициента "0,5", коэффициент "2", установленный Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" в последующие годы также подлежит применению с учетом коэффициента "0,5".

Таким образом, учитывая необоснованное применение в 1997 году налоговым органом коэффициента "2" и правильное применение в 2001-2002 годах налогоплательщиком коэффициента "0,5", кассационная инстанция приходит к выводу о недействительности решения налогового органа об отказе в зачете излишне уплаченных сумм земельного налога, изложенное в письме от 02.09.2003 N 16-12-34/3179 (89339) в части сумм земельного налога в размере 7176850 руб.

Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.

С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Постановление апелляционной инстанции от 03.03.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10289/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А27-10289/2003-6
Ф04/3480-1437/А27-2004
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 21 июня 2004

Поиск в тексте