ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2004 года Дело N Ф03-А73/04-2/1865


[Судом правомерно указано на то, что Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не предусматривает взыскание дополнительных платежей с сумм налога на прибыль,
начисленных по результатам проверки]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от заявителя ЗАО "Нельма" - Кириленко Л.И., консультант, по доверенности б/н от 17.06.2003; Щур Н.П., главный бухгалтер, по доверенности б/н от 17.06.2003; Бухтиярова Е.Н., адвокат, по доверенности б/н от 22.07.2004; от МИМНС РФ N 5 по Хабаровскому краю - Перепелицына В.Ф., главный госналогинспектор, по доверенности N 03-30/134 от 09.08.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Хабаровскому краю на решение от 08.01.2004, постановление от 29.03.2004 по делу N А73-6101/2003-11 (АИ-1/224) Арбитражного суда Хабаровского края, дело рассматривали: в суде 1 инстанции судья ..., в суде апелляционной инстанции судьи: ..., по заявлению закрытого акционерного общества "Нельма" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Советская Гавань и Советско-Гаванскому району о признании частично недействительным решения от 08.05.2003 N 06,05-08.1/189-422 по встречному заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Советская Гавань и Советско-Гаванскому району к закрытому акционерному обществу "Нельма" о взыскании 1117940 руб., установил:

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) изготовление мотивированного постановления откладывалось до 18.08.2004.

Закрытое акционерное общество "Нельма" (далее - ЗАО "Нельма", акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным в части решения от 08.05.2003 N 06,05-08.1/189-422 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Советская Гавань и Советско-Гаванскому району, правопреемником которой в результате реорганизации является Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Хабаровскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган).

До принятия решения по делу инспекцией по налогам и сборам подано встречное заявление о взыскании с ЗАО "Нельма" штрафных санкций в сумме 1117940 руб., которое, в соответствии со статьей 132 АПК РФ, принято судом для его совместного рассмотрения с первоначальным заявлением.

Решением суда от 08.01.2004 решение налогового органа признано недействительным в части взыскания налога на прибыль в сумме 605798 руб. и соответствующих пени, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в сумме 121159,60 руб.; дополнительных платежей по налогу на прибыль - 122865 руб.; подоходного налога и налога на доходы физических лиц - 42875 руб., пени - 27004 руб., штрафа по статье 123 НК РФ - 8575 руб.; налога на имущество - 15954 руб. и соответствующих пени, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ - 3190,80 руб.; налога на приобретение транспортных средств - 2700 руб. и соответствующих пени, штрафа - 100 руб.; штрафа по статье 126 НК РФ - 1300 руб., как не соответствующее требованиям НК РФ, Законам РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О подоходном налоге с физических лиц", "О дорожных фондах в Российской Федерации".

Встречное заявление налогового органа удовлетворено в части взыскания штрафа по налогу на прибыль в сумме 348139 руб., по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) - 746765 руб., по налогу на имущество - 15105 руб., а всего в сумме 1110009 руб., поскольку акционерным обществом допущена неполная уплата указанных налогов, поэтому оно правомерно привлечено инспекцией по налогам и сборам к налоговой ответственности.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2004 решение суда первой инстанции изменено и оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части взыскания НДС в сумме 3959015 руб., пени - 1381351 руб., штрафа - 746765 руб.; налога на прибыль - 1931160 руб., пени - 585511 руб., штрафа - 221745 руб. и одновременно отказано во взыскании штрафных санкций в сумме 1016372 руб., в остальной части принятое судебное решение оставлено без изменения. Судебный акт мотивирован ссылкой на то, что акционерным обществом правомерно предъявлен к возмещению из бюджета НДС в сумме 3959015 руб. по реально поставленным товарам, оказанным услугам и оплаченным ЗАО "Нельма". Кроме этого, акционерным обществом правомерно уменьшена налогооблагаемая прибыль на сумму созданного резерва сомнительного долга, поэтому у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления НДС в сумме 3959015 руб., налога на прибыль - 1931160 руб., соответствующих пени за их несвоевременную уплату и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафов, соответственно, в сумме 746765 руб. (по НДС) и 221745 руб. (по налогу на прибыль).

Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе инспекции по налогам и сборам, поддержанной ее представителем в судебном заседании, которая просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, поскольку обеими судебными инстанциями допущены арифметические ошибки и описки, которые не исправлены судом по заявлению налогового органа, также выводы суда о фактических обстоятельствах дела сделаны по неполно исследованным материалам дела и с нарушением норм материального права.

ЗАО "Нельма" в отзыве на кассационную жалобу и в судебных заседаниях доводы жалобы отклонило в полном объеме и просило постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции установил следующее.

Как видно из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Нельма" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.07.99 по 31.12.2001, о чем составлен акт проверки от 31.03.2003 N 06,05-08.1/17-892дсп, по результатам рассмотрения которого, а также представленных возражений по нему налоговым органом 08.05.2003 принято решение N 06,05-08.1/189-422 о привлечении ЗАО "Нельма" за неполную уплату следующих налогов к налоговой ответственности:

по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа

- по налогу на прибыль в сумме 342904 руб.;

- по налогу на имущество - 18296 руб.;

- по налогу на приобретение автотранспортных средств - 100 руб.;

- по НДС - 746765 руб.;

по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, штраф - 8575 руб.;

по статье 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, штраф в сумме 1300 руб. (50 руб.26 шт.).

Одновременно акционерному обществу предложено уплатить неполностью уплаченные налоги и пени за их несвоевременную уплату:

- налог на прибыль в сумме 2346493 руб., в том числе за 1999 год - 56351 руб., за 2000 год - 480939 руб., за 2001 год - 1809203 руб., пени - в сумме 585511 руб.;

- налог на имущество - 91479 руб., в том числе за 1999 год - 2034 руб., за 2000 год - 21498 руб., за 2001 год - 67947 руб., пени - 21864 руб.;

- НДС - 3893209 руб., в том числе за 1999 год - 1020564 руб., за 2000 год - 1666970 руб., за 2001 - 1205675 руб., пени - 1381351 руб.;

- налог на приобретение транспортных средств - 6 212 руб., в том числе за 1999 год - 3333 руб., за 2000 год - 2879 руб., пени - 2700 руб.;

- подоходный налог и налог на доходы физических лиц - 42875 руб., пени - 27004 руб.;

- пени по отчислениям в фонд социального страхования в сумме 1186 руб.;

- дополнительные платежи с начисленных сумм налога на прибыль -122865 руб., в том числе за 1999 год - 11272 руб., за 2000 год - 24574 руб., за 2001 год - 87019 руб.

ЗАО "Нельма" не согласилось с указанным решением в части и оспорило его в судебном порядке, а инспекция по налогам и сборам обратилась со встречным заявлением о взыскании штрафных санкций в сумме 1117940 руб.

В соответствии со статьей 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проверки.

Из содержания данной нормы видна взаимосвязь проверяемого трехлетнего срока деятельности налогоплательщика с годом проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении.

Выездная налоговая проверка осуществлялась в 2003 году (акт проверки от 31.03.2003), следовательно, проверке могли быть подвергнуты предшествующие ей три года: 2002, 2001, 2000.

Из сказанного следует, что налоговым органом неправомерно доначислены ЗАО "Нельма" за 1999 год налоги на прибыль в сумме 56351 руб., на имущество - 2034 руб., НДС - 1020564 руб., на приобретение транспортных средств - 3333 руб. и соответствующие пени за их несвоевременную уплату, дополнительные платежи по налогу на прибыль - 11272 руб., а также взысканы штрафы по пункту 1 статьи 122 НК РФ по налогу на имущество в сумме 407 руб., по НДС - 204113 руб.

Следовательно, является правомерным признание арбитражным судом оспариваемого решения налогового органа в указанной части недействительным, как противоречащее Налоговому кодексу РФ, и отказ во взыскании штрафных санкций в сумме 204520 руб. (407 + 204113).

Также являются правомерными судебные акты обеих инстанций о признании оспариваемого решения налогового органа недействительным в части предложения уплатить налоги:

на приобретение автотранспортных средств в сумме 2879 руб. (6212 - 3333);

на доходы физических лиц - 42875 руб.;

на имущество - 13920 руб. (15954 - 2034);

на прибыль - 549447 руб. (605798 - 56351);

соответствующие пени за их несвоевременную уплату, а также дополнительные платежи в бюджет с начисленных сумм налога на прибыль - 111593 руб. (122865 - 11272) и о взыскании штрафов по налогу на прибыль в сумме 121159,60 руб., по налогу на доходы физических лиц - 8575 руб., по налогу на имущество - 2783,80 руб. (3190,80 - 407); по налогу на приобретение транспортных средств - 100 руб., за непредставление документов - 1300 руб. и, соответственно, в части отказа во взыскании штрафных санкций в сумме 133918,40 руб., так как оспариваемое решение налогового органа не соответствует действующему налоговому законодательству.

Так, судом правомерно указано на то, что Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не предусматривает взыскание дополнительных платежей с сумм налога на прибыль, начисленных по результатам проверки.

Материалами дела подтверждается неправомерность доначисления налога на приобретение транспортных средств, поскольку уплата указанного налога произведена налогоплательщиком в полном объеме и несвоевременное представление в налоговый орган расчета по приобретенным транспортным средствам не является основанием для его доначисления и взыскания штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

В связи с тем, что у акционерного общества за проверяемый период отсутствует недоимка по подоходному налогу, а напротив, имеется переплата, что также подтверждается письмом Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому краю от 25.02.2004 N 18-29/390 (т.7, л.д.51), то судом правомерно признано оспариваемое решение налогового органа недействительным в части взыскания данного налога в сумме 42875 руб., пени - 27004 руб., штрафа 8575 руб. и, соответственно, правомерно отказано инспекции по налогам и сборам во взыскании с акционерного общества указанного штрафа.

Не принимаются во внимание доводы налогового органа по налогу на прибыль и налогу на имущество в части отнесения затрат по текущему ремонту основных средств, поскольку указанные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную и объективную оценку.

Также обоснованно апелляционной инстанцией признано незаконным оспариваемое решение налогового органа в части доначисления налога на прибыль за 2001 год в связи с неправомерным, по мнению налогового органа, созданием акционерным обществом резерва сомнительного долга в сумме 5517629,81 руб., поскольку дебиторская задолженность возникла по экспортной операции с ЗАО "Лесной комплекс", учредителем которого является ЗАО "Нельма".

При этом суд апелляционной инстанции исходил из понятия сомнительного долга, данного в пункте 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 N 34н (в редакции приказов Минфина РФ от 30.12.99 N 107н, от 24.03.2000 N 31н), и что в соответствии с пунктом 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, в состав внереализационных расходов включаются суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, а также отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством, что влечет уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Довод инспекции по налогам и сборам о том, что резерв сомнительного долга создается только при расчетах за продукцию, а при расчетах за оказанные услуги, в частности при расчетах между комитентом и комиссионером, такой резерв не создается, является ошибочным, так как противоречит пункту 70 вышеуказанного Положения по ведению бухгалтерского учета, согласно которому организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности создания акционерным обществом в 2001 году резерва сомнительных долгов в сумме 5517629,81 руб. по дебиторской задолженности ЗАО "Лесной комплекс", не погашенной последним в установленные договором сроки.

Однако следует признать правомерным довод инспекции по налогам и сборам о том, что судом апелляционной инстанции при определении размера налога на прибыль, необоснованно доначисленного по оспариваемому решению налогового органа, допущена арифметическая ошибка, а именно: по решению инспекции по налогам и сборам доначислен налог на прибыль в сумме 2346493 руб., судом первой инстанции признано недействительным доначисление налога на прибыль в сумме 605798 руб., поэтому апелляционная инстанция могла удовлетворить требования акционерного общества по налогу на прибыль в сумме 1740695 руб., фактически удовлетворено в сумме 1931160 руб., то есть на 190465 руб. больше, чем по решению налогового органа.

Поэтому постановление апелляционной инстанции в указанной части следует изменить, в соответствии со статьей 179 АПК РФ, исправив допущенную арифметическую ошибку без изменения содержания постановления апелляционной инстанции, то есть решение налогового органа следует считать признанным недействительным в части взыскания налога на прибыль в сумме 1740695 руб.

Также является обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о правомерности предъявления акционерным обществом к возмещению из бюджета НДС в сумме 3888709 руб., уплаченного акционерным обществом в составе стоимости услуг, оказанных ООО "БТД-Форт", на основании выставленных последним счетов-фактур и актов выполненных работ. Всего за оказанные услуги ЗАО "Нельма" перечислило денежные средства в сумме 24372900 руб., из них: 1222900 руб. непосредственно ООО "БТД-Форт" и 23150000 руб. по письмам общества на счета третьих лиц. Факт перечисления и получения указанных средств по платежным поручениям налоговым органом не оспаривается, но поскольку последний не может проверить перечисление третьими лицами НДС в бюджет, так как ими не представляются расчеты в налоговые органы, то это, по мнению налогового органа, является основанием для отказа в возмещении ЗАО "Нельма" НДС из бюджета по оплаченным счетам-фактурам. Апелляционной инстанцией правомерно указано на то, что факт оплаты услуг не поставщику, а по его указанию третьим лицам, не имеет правового значения, поскольку данную оплату следует расценивать как произведенную непосредственно поставщику услуг.

Кроме этого, действующее налоговое законодательство, регулирующее возмещение из бюджета НДС, не ставит право на возмещение налога из бюджета в зависимость от уплаты в бюджет налога поставщиками при условии документального подтверждения фактической оплаты услуг поставщику и оприходовании их по бухгалтерскому учету, что имеет место в спорных правоотношениях. Поэтому ЗАО "Нельма" правомерно предъявило к возмещению из бюджета НДС в сумме 3888709 руб.

Следует признать необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДС в сумме 4501 руб., предъявленного к возмещению из бюджета, по расчетам с ООО "Орбита", поскольку, в соответствии со статьей 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Материалами дела подтверждается, что счет-фактура N 4 от 02.08.2001 ООО "Орбита" на оплату дизельного топлива в сумме 27010 руб., в том числе НДС - 4501,66 руб., не содержит достоверных сведений о поставщике топлива, так как указанный в счете-фактуре ИНН 2721062812 никакой организации в г.Хабаровске не присваивался, ООО "Орбита" не зарегистрировано в установленном порядке в качестве юридического лица и не находится по адресу, указанному в счете-фактуре.

В связи с изложенным, арбитражным судом первой инстанции правомерно отказано ЗАО "Нельма" в признании оспариваемого решения налогового органа в части взыскания НДС за 2001 год в сумме 4501 руб., соответствующей пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ - 900 руб., и у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены судебного решения в данной части.

Является также правомерным довод налогового органа о допущенной апелляционной инстанцией арифметической ошибке, выразившейся в том, что по решению налогового органа доначислен НДС в сумме 3893209 руб., апелляционной инстанцией признано неправомерным доначисление НДС в сумме 3959015 руб.

Указанная ошибка подлежит исправлению на основании статьи 179 АПК РФ, с учетом вышеизложенной позиции кассационной инстанции по НДС, а именно: оспариваемое решение налогового органа следует признать недействительным в части доначисления НДС в сумме 3888708 руб. (3893209 - 4501), соответствующей пени и штрафа в сумме 745865 руб. (746765 - 900).

На основании изложенного, жалоба налогового органа подлежит удовлетворению частично: постановление апелляционной инстанции о признании недействительным решения налогового органа в части взыскания НДС в сумме 4501 руб., соответствующей пени и штрафа в сумме 900 руб. подлежит отмене с оставлением в силе в указанной части решения суда первой инстанции.

В остальном постановление апелляционной инстанции следует оставить без изменения.

Из изложенного следует, что в результате принятия двух судебных актов, с учетом исправления допущенных арифметических ошибок и постановления кассационной инстанции, решение налогового органа признано недействительным в полном объеме (по сумме начисленных налогов, пени и штрафов) по налогу на прибыль, налогу на приобретение транспортных средств, налогу на доходы физических лиц, дополнительным платежам по налогу на прибыль, по взысканию штрафа по статье 126 НК РФ в сумме 1300 руб.;