ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 мая 2004 года Дело N Ф09-2056/04АК


[Суд не дал надлежащую оценку оспариваемым актам на предмет соответствия их Федеральному закону "О газоснабжении в РФ", Правилам поставки газа в РФ, судебные акты подлежат отмене,
а дело - направлению на новое рассмотрение]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего …, судей: …, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Челябинская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Челябинскрегионгаз") на решение от 31.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.02.2004 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-18366/03 по заявлению ООО "Челябинскрегионгаз" о признании недействительными решения и предписания Челябинского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В судебном заседании приняли участие представители: ООО "Челябинскрегионгаз" - Амеликова Е.Н., по доверенности N 178 от 30.12.2003, Малкова Н.Н., по доверенности N 179 от 30.12.2003; антимонопольного органа - Черепанов Д.Ю., по доверенности N 2738/1-9 от 18.12.2003, Шерстнева В.В., по доверенности N 2665/1-9 от 08.12.2003.

Процессуальные права и обязанности разъяснены.

Отводы составу суда не заявлены.

Ходатайств не поступило.

ООО "Челябинскрегионгаз" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания N 22 от 14.10.2003 Челябинского территориального управления МАП России о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в разной степени снижения заявленного потребителями объема газа, а также по утверждению Положения о порядке выделения объемов газа потребителям Челябинской области при заключении договоров, предусматривающего выделение потребителям при заключении договоров объемов газа пропорционально уровню платежей за предыдущий период.

Решением от 31.12.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано (судья …).

Постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2004 решение оставлено без изменения (судьи: …).

ООО "Челябинскрегионгаз" с принятыми судебными актами не согласно, просит их отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом Федерального закона "О газоснабжении в РФ", норм ГК РФ, отмеченных в кассационной жалобе, Правил поставки газа в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.98 N 162, указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также на нарушение Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Законность судебных актов проверена в порядке ст.ст.274, 284, 286 АПК РФ.

Как видно из материалов дела. Челябинским территориальным управлением МАП России вынесено решение от 14.10.2003 по делу N 19-4/03, в котором действия ООО "Челябинскрегионгаз", выразившиеся в необоснованном снижении объемов газа, заявленных некоторыми потребителями Челябинской области, не отнесенным к льготным категориям в соответствии со ст.18 Федерального закона "О газоснабжении в РФ", в ходе распределения объемов газа при заключении ими договоров поставки газа;

- в утверждении Положения о порядке выделения объемов газа потребителям Челябинской области при заключении договоров, предусматривающего выделение потребителям при заключении договоров объемов газа пропорционально уровню платежей за предыдущий период,

признаны контролирующим органом противоречащими п.1 ст.5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Принятым на основании указанного решения предписанием от 14.10.2003 N 22 ООО "Челябинскрегионгаз" предписано прекратить указанное нарушение антимонопольного законодательства путем: - исключения соответствующего порядка распределения из утвержденного протоколом совета директоров общества Положения "О порядке выделения объемов газа потребителям Челябинской области при заключении договоров"; запрета необоснованного снижения в разной степени объемов газа, заявленных потребителями, не отнесенными к льготной категории.

Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, полагая, что свою деятельность оно осуществляет исключительно в соответствии с действующим законодательством, ООО "Челябинскрегионгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции сделали вывод о доказанности злоупотребления доминирующим положением со стороны поставщика газа - ООО "Челябинскрегионгаз" и нарушения им ст.5 ФЗ РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Данные выводы являются недостаточно обоснованными.

Согласно ст.1 ФЗ РФ "О конкуренции..." этот закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в РФ и направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории РФ и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Товарным рынком в соответствии со ст.4 ФЗ РФ "О конкуренции..." является сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой, исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Оценка и анализ состояния конкурентной среды на товарных рынках, в том числе и на рынке газа, производится на основе соответствующего Порядка, утвержденного приказом МАП РФ N 169 от 20.12.96 (зарегистрированного МЮ РФ N 122 от 10.01.97).

Поэтому антимонопольный орган, исследуя в данном деле товарный рынок газа, должен был использовать данную методику, установить всех его субъектов, в том числе и наличие на рынке независимых поставщиков (Новотек, Итера и т.д.), и возможность доступа других хозяйствующих субъектов на этот товарный рынок.

Без такого исследования объективно невозможно установить, нарушены ли права обратившихся в антимонопольный орган конкретных потребителей и действительно ли ООО "ЧРГ" допустило нарушение п.1 ст.5 ФЗ РФ "О конкуренции...".

Кроме того, в силу абз.7 ст.4 ФЗ РФ "О конкуренции..." недобросовестной. конкуренцией признаются только действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам либо нанести ущерб их деловой репутации, что также должно быть учтено судом при оценке действий ООО "ЧРГ" по заключению договоров с потребителями газа, перечисленными в определении о возбуждении антимонопольного дела, обжалуемого решения комиссии Челябинского теруправления МАП РФ.

Поскольку суд не дал надлежащую оценку оспариваемым актам на предмет соответствия их вышеназванным нормативным актам, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду надлежит исправить указанные недостатки. С целью обеспечения более полного учета интересов 3-х лиц, привлечь к участию в деле: ФГУП "ММЗ", ЗАО "ЧЗ ЖИ N 1", ЗАО "Южуралзолото", ОАО "ПЗСП "Полистром", АОЧЗСИ "Кемма", запросить у сторон доказательства наличия преддоговорных споров по поставке газа на 2002, 2003 годы.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст.ст.286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд постановил:

Решение от 31.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.02.2004 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-18366/03 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд в коллегиальном составе судей.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Текст документа сверен по:

рассылка