ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2004 года Дело N А29-2154/2004-4э


[Суд удовлетворил иск за счет казны РФ, взыскав убытки с Министерства финансов Российской Федерации и отказав в иске к Министерству обороны Российской Федерации, при этом суд руководствовался статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ и исходил из того, что финансирование льгот военнослужащим должно осуществляться за счет средств федерального бюджета]

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Каширской Н.А., судей Прониной С.А., Синякиной Т.В. без участия представителей сторон рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, на решение от 25.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.09.2004 по делу N А29-2154/2004-4э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Юдиной О.П., Вакулинской М.В., Дончевской О.А., Тренькиной Н.Д., по иску открытого акционерного общества "Связь" Республики Коми, г. Сыктывкар, к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, Министерству обороны Российской Федерации, г. Москва, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Военный комиссариат Республики Коми, г. Сыктывкар, о взыскании 65 960 рублей убытков, возникших в результате предоставления льгот по услугам связи во втором полугодии 2001 года на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих", и установил:

открытое акционерное общество "Связь" (далее - ОАО "Связь") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми (далее - Министерство финансов Российской Федерации) о взыскании 65 960 рублей убытков, возникших в результате предоставления льгот по услугам связи во втором полугодии 2001 года на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Определением от 20.04.2004 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Военный комиссариат Республики Коми.

Суд первой инстанции решением от 25.06.2004 удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации, взыскав 65 960 рублей убытков с Министерства финансов Российской Федерации и отказав в иске к Министерству обороны Российской Федерации. При этом суд руководствовался статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что финансирование льгот военнослужащим должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2004 решение оставлено без изменения по тем же основаниям.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в части взыскания убытков с данного ответчика.

По мнению лица, подавшего жалобу, убытки, причиненные истцу вследствие предоставления льгот военнослужащим по услугам связи, следует взыскать с Министерства обороны Российской Федерации как главного распорядителя средств федерального бюджета в силу пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В приложении N 41 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрены средства на финансирование льгот по Федеральному закону "О статусе военнослужащих". Поэтому вывод суда об отсутствии доказательств финансирования реализации указанного закона необоснован. Действия федеральных органов государственной власти по составлению федерального бюджета соответствовали требованиям законодательства. Таким образом, незаконного бездействия со стороны Министерства финансов Российской Федерации не было. В деле отсутствуют доказательства того, что действия ответчика повлекли для истца убытки, что требуется при применении статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федераци, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечило явку представителя в заседание суда кассационной инстанции.

ОАО "Связь" в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы, просило оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные. Истец считает, что Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что в федеральном бюджете на 2001 год было предусмотрено финансирование указанного выше закона.

Министерство обороны Российской Федерации в отзыве на кассационную жалобу пояснило следующее. Главным распорядителем средств на реализацию Федерального закона "О статусе военнослужащих" являлось Министерство обороны Российской Федерации. Однако все выделенные ему денежные средства распределены и израсходованы строго по целевому назначению. Министерство финансов Российской Федерации, в свою очередь, не представило доказательств того, что из федерального бюджета в 2001 году произведено финансирование спорных расходов, а также доказательств нецелевого использования денежных средств федерального бюджета Министерством обороны Российской Федерации. Убытки истца возникли из-за отсутствия финансирования из федерального бюджета. Поэтому судебные акты являются законными и обоснованными.

Военный комиссариат Республики Коми в отзыве на кассационную жалобу поддержал позицию, изложенную в отзыве Министерства обороны Российской Федерации.

Законность судебных актов Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2154/2004-4э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО "Связь" в течение 2001 года на основании Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предоставляло военнослужащим и иным категориям граждан установленные в данном Законе льготы по оплате за пользование услугами связи. Общая стоимость льгот по абонентской плате за пользование телефоном, предоставленных во втором полугодии 2001 года и не компенсированных истцу, составила 65 960 рублей. Обоснованность размера убытков подтверждена счетами-фактурами на оплату услуг связи, списками абонентов, справками о праве на получение льгот, выданными военнослужащим.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ "О связи" возмещение недополученных предприятиями связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В пункте 10 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 01.07.2002) предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате установки квартирных телефонов и абонентской плате за пользование ими в размере 50 процентов, производятся за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.1996 N 790 "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 01.07.2002) возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате установки квартирных телефонов и абонентской плате за пользование ими, производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, в которых военнослужащие (в том числе погибшие и умершие) и граждане, уволенные с военной службы, проходят (проходили) военную службу.

Из справки Военного комиссариата Республики Коми следует, что финансирование из средств федерального бюджета на оплату льгот по услугам связи в 2001 году не поступало. Доказательств, подтверждающих финансирование в 2001 году расходов на реализацию льгот по услугам связи военнослужащим, либо нецелевое использование денежных средств федерального бюджета Министерством обороны Российской Федерации как главным распорядителем указанных средств, суду не представлено.

В Приложении N 41 к Федеральному закону от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрено выделение из федерального бюджета 3 138 444,1 тыс. рублей по статье "Оплата отдельных льгот, установленных законодательством Российской Федерации" раздела "Распределение ассигнований из федерального бюджета на 2001 год, направляемых на текущее содержание вооруженных сил Российской Федерации". Вместе с тем невозможно установить, в каком объеме выделены средства федерального бюджета на финансирование льгот по услугам связи, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

В силу статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, поэтому все выделенные денежные средства должны быть распределены между получателями в течение соответствующего года.

При изложенных обстоятельствах суд обоснованно освободил от ответственности Министерство обороны Российской Федерации, поскольку убытки истца в размере 65 960 рублей возникли вследствие отсутствия финансирования из средств федерального бюджета.

Судом правильно применены статьи 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы. При этом противоправность поведения усматривается в уклонении (бездействии) Российской Федерации от исполнения обязательства по компенсации расходов истца, понесенных в результате предоставления установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих" льгот, финансирование которых должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Доводы заявителя кассационной жалобы не принимаются как не нашедшие подтверждения.

Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за кассационную жалобу не рассматривается, так как заявитель освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 25.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.09.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2154/2004-4э оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
  Н.А. Каширская

     Судьи
   С.А. Пронина

     Т.В. Синякина

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка