• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2004 года Дело N А11-9210/2003-К1-6/345/19


[Суд удовлетворил иск, взыскав убытки с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, при этом суд руководствовался статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса РФ ]

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Ногтевой В.А., судей Отдельной Л.И., Прониной С.А. при участии представителя от ответчика - Управления федерального казначейства по Владимирской области Министерства финансов Российской Федерации: Юферова А.А. по доверенности от 16.01.2004 N 12-09/4 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области на решение от 10.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.09.2004 по делу N А11-9210/2003-К1-6/345/19 Арбитражного суда Владимирской области, принятые судьями Ушаковой Е.П., Казаковой Н.А., Евсеевой Л.Н., Самсоновой Т.Е., по иску муниципального унитарного предприятия "Владгорэлектросеть" к Финансовому управлению администрации города Владимира, Главному финансовому управлению администрации Владимирской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению социальной политики администрации города Владимира, Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области о взыскании 30 342 рублей 73 копеек и установил:

муниципальное унитарное предприятие "Владгорэлектросеть" (далее МУП "Владгорэлектросеть") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Финансовому управлению администрации города Владимира, Главному финансовому управлению администрации Владимирской области, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении 30 342 рублей 73 копеек затрат, связанных с предоставлением в 2002 году льгот по оплате коммунальных услуг на основании Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции".

Определением от 12.02.2004 к участию в деле в качестве ответчиков также привлечены Управление социальной политики администрации города Владимира, Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области.

Впоследствии истец в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил иск: просил взыскать возникшие убытки в размере 15 450 рублей 72 копеек с Министерства финансов Российской Федерации и заявил отказ относительно требования, предъявленного к другим ответчикам.

Суд первой инстанции решением от 10.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.09.2004, удовлетворил иск, взыскав убытки с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации; в отношении других ответчиков производство по делу прекратил на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд руководствовался статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что убытки у МУП "Владгорэлектросеть" возникли вследствие незаконного бездействия Российской Федерации, выразившегося в ненадлежащем финансировании предоставленных льгот.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 10.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.09.2004.

Заявитель не отрицает, что источником финансирования льгот по Закону Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" определен бюджет Российской Федерации, однако считает неправомерным возложение на него ответственности за убытки, возникшие у органов жилищно-коммунальной сферы в связи с предоставлением данных льгот. Министерство финансов Российской Федерации указывает, что действовало в рамках Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год". В данном законе предусмотрено возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и налоговой полиции лишь в виде предоставления субъектам Российской Федерации субсидий. Данные субсидии перечислены субъектам Российской Федерации в полном объеме. Суд не принял во внимание то обстоятельство, что под субсидиями понимается долевое финансирование целевых расходов всеми уровнями бюджетной системы. Главное финансовое управление администрации Владимирской области в нарушение требований статей 6 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не выделяло субсидии на реализацию спорных льгот.

Ответчик также ссылается на статью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой в данном случае от имени казны Российской Федерации должен выступать главный распорядитель средств федерального бюджета - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Законность судебных актов Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-9210/2003-К1-6/345/19 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, МУП "Владгорэлектросеть" в первом полугодии 2002 года за оказанные жилищно-коммунальные услуги взимало с сотрудников налоговой полиции, проживающих на территории города Владимира, плату с учетом льготы, предоставленной Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции". В результате муниципальное предприятие недополучило доход от этой категории граждан за предоставленные коммунальные услуги в размере 15 450 рублей 72 копеек и обратилось в суд с настоящим иском.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 17 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" сотрудникам налоговой полиции предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилой площади в домах независимо от вида жилищного фонда, коммунальных услуг. Финансирование расходов федеральных органов налоговой полиции производится целевым порядком за счет республиканского бюджета Российской Федерации (статья 19 Закона).

Двумя судебными инстанциями установлено, что Владимирской области в спорный период были выделены из федерального бюджета денежные средства на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов лишь в виде субсидий в размере 23 912 тыс. рублей. Данные денежные средства распределены между муниципальными образованиями Владимирской области, из них городу Владимиру поступило 6 291 тыс. рублей. Указанные денежные средства направлены по целевому назначению органам, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи. Выделенные средства оказались недостаточными. Данный вывод не противоречит имеющимся в деле доказательствам.

Таким образом, убытки у МУП "Владгорэлектросеть" возникли из-за недофинансирования из федерального бюджета, на который возложено бремя содержания указанных расходов в силу действующего в спорный период законодательства. При указанных обстоятельствах Арбитражный суд Владимирской области правомерно возложил ответственность на Министерство финансов Российской Федерации как финансовый орган Российской Федерации.

Суд округа отклонил довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу должен выступать главный распорядитель средств федерального бюджета - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействиями) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности. В рассматриваемом случае убытки у предприятия связи возникли не в результате неправомерных действий (бездействий) ведомственных органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Оспариваемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права, сделанные в них выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине суд округа не рассматривает, поскольку заявитель кассационной жалобы от ее уплаты освобожден в силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона "О государственной пошлине".

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 10.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.09.2004 Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-9210/2003-К1-6/345/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
 В.А. Ногтева

     Судьи

     Л.И. Отдельная
   С.А. Пронина

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А11-9210/2003-К1-6/345/19
Принявший орган: Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Дата принятия: 29 ноября 2004

Поиск в тексте