• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области
АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ, НЕ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2004 года Дело N А56-9569/04


[Решение арбитражного суда подлежит изменению в части применения штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, а требование ИМНС об уплате налоговой санкции подлежит признанию недействительным, поскольку акт налоговой проверки и вступивший в законную силу судебный акт указывали на отсутствие обязанности у налогоплательщика применять ставку земельного налога, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим Федеральным законом на текущий год, и в соответствии со статьей 111 НК РФ указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины в совершении налогового правонарушения и исключают налоговую ответственность общества]

Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2004.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Балтийский завод" на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2004 по делу N А56-9569/04 по заявлению ОАО "Балтийский завод" к Инспекции МНС РФ по Василеостровскому району Санкт-Петербурга о признании недействительным решения, установил:

Открытое акционерное общество "Балтийский завод" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Инспекции МНС РФ по Василеостровскому району Санкт-Петербурга о признании недействительным решения от 17.02.2004 N 02/5997 и требований N 0402018286, 0402018287 от 17.02.2004.

Решением от 07.06.2004 суд отказал в удовлетворении заявления.

На указанное решение ОАО "Балтийский завод" подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, регулирующих порядок определения ставок земельного налога в 2002 и 2003 годах. Кроме того, податель жалобы указывает на наличие обстоятельств, исключающих в соответствии со статьей 111 НК РФ вину лица в совершении налогового правонарушения.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель инспекции просил оставить жалобу без удовлетворения, считая решение законным и обоснованным.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке в полном объеме.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки N 0302199 от 29.12.2003 налоговым органом принято решение N 02/5997 от 17.02.2004 о привлечении ОАО "Балтийский завод" к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 6205810 рублей, а также предложено уплатить земельный налог в сумме 31029049 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 2215202 рублей.

Во исполнение решения налоговым органом направлено требование N 0402018286 от 17.02.2004 об уплате земельного налога 31029049 рублей, пени в сумме 2215802 рублей и требование N 0402018287 от 17.02.2004 об уплате налогового штрафа в размере 6205810 рублей.

Основанием для вынесения оспариваемых ненормативных актов послужило то обстоятельство, что заявителем не применены к ставкам земельного налога повышающие коэффициенты, а именно, в 2002 году - 2,688, а в 2003 году - 8,64.

В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

Согласно статье 39 Федерального закона от 28.05.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Однако Федеральным законом от 17.05.97 N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территории муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов, определяются законами субъектов Российской Федерации городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Положениями статьи 8 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.

Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий.

Законодательными актами Санкт-Петербурга эти ставки в 1999-2001 годах не менялись.

Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".

Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.

В силу статьи 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".

Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".

Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия, и не требуют подтверждения соответствующими законодательными актами представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога на конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.

Данная позиция следует также из постановления Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03 и решения Верховного суда Российской Федерации от 20.01.2004 N ГКПИ 03-1422.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что инспекцией правомерно сделан вывод о наличии факта неполной уплаты в бюджет земельного налога (т.1, л.д.134, 136, 137).

Таким образом, судом правильно применены нормы материального права, регулирующие порядок исчисления земельного налога.

Вместе с тем, решение суда подлежит изменению в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным решения о применении налогового штрафа и требования N 0402018287 от 17.02.2004 об уплате налоговой санкции.

Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое данным Кодексом установлена ответственность.

В пункте 1 статьи 108 НК РФ указано, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.

Обязанность по представлению доказательств вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения возложена на налоговый орган.

Статьей 111 НК РФ установлены обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. Одним из них признается выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

Статья 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Актом камеральной налоговой проверки ОАО "Балтийский завод" от 17.09.2002 N 11-05/24611 подтверждены правильность исчисления земельного налога за 2002 год и порядок применения повышающих коэффициентов.

В решении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2002 по делу N А56-4966/02, сторонами которого по спору являлись Инспекция МНС РФ по Василеостровскому району Санкт-Петербурга и ОАО "Балтийский завод", суд установил правильность применения повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога, а именно, применение их к ставкам за определенный Законом о бюджете период, без последовательного умножения коэффициентов.

Таким образом, акт налоговой проверки и вступивший в законную силу судебный акт указывали на отсутствие обязанности у налогоплательщика применять ставку земельного налога, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим Федеральным законом на текущий год.

В соответствии со статьей 111 НК РФ указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины в совершении налогового правонарушения и исключают налоговую ответственность ОАО "Балтийский завод", и, поэтому решение N 02/5997 от 17.02.2004 в части применения штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в размере 6205810 рублей и требование N 0402018287 об уплате налоговой санкции подлежат признанию недействительным.

Апелляционная жалоба ОАО "Балтийский завод" подлежит частичному удовлетворению, а решение суда - изменению.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2004 по делу N А56-9596/04 изменить.

Признать недействительным решение Инспекции МНС РФ по Василеостровскому району Санкт-Петербурга N 02/5997 от 17.02.2004 в части применения налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 6205810 рублей и требование N 0402018287 от 17.02.2004.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Выдать ОАО "Балтийский завод" справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А56-9569/04
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 22 октября 2004

Поиск в тексте