ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2004 года Дело N Ф09-4088/04ГК


[Суд, квалифицировав взыскиваемую задолженность как убытки,  правомерно удовлетворил исковые требования на основании ст.ст.309, 310, 1069, 1071 ГК РФ]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Удмуртской Республики на решение от 04.10.2004 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-210/04 по иску государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Фармация" к администрации г.Глазова, Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Удмуртской Республики, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления социальной защиты населения администрации г.Глазова, о взыскании 196171 рубля 76 копеек.

Стороны, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Ходатайств не поступило.

ГУП "Фармация" обратилось в арбитражный суд с иском к администрации г.Глазова, Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 196171 рубля 76 копеек.

Определением от 24.08.2004 по ходатайству администрации г.Глазова в порядке ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной защиты населения администрации г.Глазова.

Определением от 24.08.2004 по ходатайству Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики в порядке ст.46 АПК РФ к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Удмуртской Республики.

Решением от 04.10.2004 с казны Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики взыскано 196171 рубль 76 копеек убытков, в иске к другим ответчикам отказано (судья ...).

В апелляционной инстанции решение от 04.10.2004 не пересматривалось.

Ответчик - Министерство финансов Удмуртской Республики - с решением от 04.10.2004 не согласен, просит его отменить, принять новый судебный акт, отказав в иске к Министерству финансов Удмуртской Республики, ссылаясь, в частности, на неприменение ст.ст.2, 3, 239 Бюджетного кодекса РФ, ст.7 ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ", неправомерное применение ст.1069 ГК РФ, ст.45 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", неприменение п.3 ст.125, ст.1071 ГК РФ, неполную оценку представленных доказательств, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству. Оспаривая судебные акты, заявитель обращает внимание суда на то, что Удмуртской Республикой финансирование на реализацию ФЗ "О ветеранах" было произведено в полном объеме, и неправомерные действия, а также причинная связь между действиями Министерства финансов УР и причиненными истцу убытками отсутствуют.

Истец - ГУП "Фармация" - в письменном отзыве на кассационную жалобу отметил, что считает решение от 04.10.2004 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Ответчик - Министерство финансов Российской Федерации - в письменном отзыве на кассационную жалобу пояснил, что денежные средства, заложенные в бюджете Российской Федерации на 2001 год на компенсации льгот, предоставляемых ветеранам, были перечислены Удмуртской Республике своевременно и в полном объеме, следовательно, Российской Федерацией возложенные на нее обязательства исполнены в полном объеме и оснований для взыскания спорной суммы с Министерства финансов РФ не имеется. Минфин РФ считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Другими лицами, участвующими в деле, письменные отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Проверив законность решения от 04.10.2004 в порядке ст.ст.274, 284, 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с п.п.1.1, 2.1.1, 2.2.3 договора N 192 на возмещение расходов от предоставления льгот, ГУП "Фармация" обязалось в 2001 году предоставлять льготным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О ветеранах" и проживающим в г.Глазове, льготы в виде отпуска медикаментов по бесплатным и льготным рецептам, а администрация г.Глазова - возмещать возникшие в связи с предоставлением льгот расходы за счет и в пределах средств федерального бюджета, перечисленных на эти цели.

Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что возмещение расходов производится согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики N 88 от 19.01.2001 "О порядке финансирования в 2001 году расходов, связанных с реализацией федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в Удмуртской Республике, за счет средств федерального бюджета.

В течение 2001 года ГУП "Фармация" во исполнение названного договора производило отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам льготным категориям граждан. По результатам сверки расчетов, проведенной между государственным унитарным предприятием "Фармация" и администрацией г.Глазова, задолженность последней по возмещению расходов, понесенных предприятием в результате предоставления льгот, составила 196171 рубль 76 копеек. Поскольку администрацией г.Глазова в добровольном порядке задолженность в указанной сумме не погашена, истец обратился в настоящим иском о ее взыскании в судебном порядке на основании ст.309 ГК РФ.

Суд, квалифицировав взыскиваемую задолженность как убытки, и удовлетворяя исковые требования за счет Министерства финансов Удмуртской Республики на основании ст.ст.309, 310, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что поскольку фактические расходы истца в связи с предоставлением льгот ветеранам за 2001 год не возмещены в полном объеме, следовательно, Удмуртской Республикой в лице уполномоченных органов надлежащим образом не исполнена возложенная на нее Федеральным законом "О ветеранах" обязанность по компенсации данных расходов. При этом судом отмечено, что при недостаточности средств, выделенных на возмещение расходов, возникших в связи с предоставлением льгот, Министерству финансов Удмуртской Республики надлежало направить в Министерство финансов Российской Федерации представление об изменении размеров субсидий и субвенций, выделяемых из фонда компенсаций, чего в 2001 году сделано не было. Суд также не усмотрел оснований для привлечения всех ответчиков к солидарной ответственности в порядке ст.322 ГК РФ.

Данные выводы суда являются правильными.

В соответствии с подпунктом е) пункта 2 части 1 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" возмещение расходов на обеспечение лекарствами осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, то есть в данном случае - должно осуществляться за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что задолженность администрации г.Глазова, возникшая в результате неполного возмещения государственному унитарному предприятию "Фармация" расходов, понесенных им в 2001 году в связи с предоставлением льгот в виде бесплатного отпуска лекарственных средств ветеранам, составила 196171 рубль 76 копеек. Указанная сумма фактически является убытками истца.

Пунктами 1.2, 2.2.3 договора N 192 на возмещение расходов от предоставления льгот, а также постановлением Правительства Удмуртской Республики N 88 от 19.01.2001 "О порядке финансирования в 2001 году расходов, связанных с реализацией федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что финансирование таких расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Российской Федерацией денежные средства, заложенные в бюджете 2001 года на компенсацию предоставленных ветеранам льгот, перечислены Удмуртской Республике своевременно и в полном объеме.

Заинтересованными лицами, в частности - Министерством финансов Удмуртской Республики, не представлено доказательств того, что Удмуртская Республика обращалась к Российской Федерации с ходатайством о выделении дополнительных денежных средств для компенсации понесенных истцом убытков, а также предпринимала какие-либо иные меры для разработки реального механизма компенсации расходов, понесенных лицами, предоставляющими льготы, что свидетельствует о неисполнении органами государственной власти Удмуртской Республики своих обязанностей, возложенных на них федеральными законами.

Кроме того, обязанность государственных органов по возмещению расходов, возникших в результате предоставления предприятиями предусмотренных федеральным законодательством льгот, не ставится законодателем в зависимость от лимитов финансирования, выделяемого на эти цели.

При таких обстоятельствах судом правомерно, на основании ст.ст.1069, 1071 ГК РФ, удовлетворены исковые требования ГУП "Фармация" за счет казны Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики.

Судом установлены и исследованы все существенные обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, и выводы суда, изложенные в решении от 04.10.2004, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. Основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:

Решение от 04.10.2004 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-210/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Текст документа сверен по:

рассылка