ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2005 года Дело N А56-16454/04


[Кассационная инстанция отменила решение суда, а дело о признании незаконным требования таможни об уплате таможенных платежей и пеней направила на новое рассмотрение, поскольку признавая оспариваемое требование таможни незаконным, суд исходил из установленного в судебном заседании факта распределения фондом переданной ему учреждением гуманитарной помощи среди конечных получателей, однако судом не учтено, что часть товара не распределена среди нуждающихся, а утилизирована, что свидетельствует о нецелевом использовании учреждением этой части гуманитарной помощи]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Хохлова Д.В., судей: Блиновой Л.В., Бухарцева С.Н., при участии: от государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 35" Санкт-Петербурга Сидорова М.В. (доверенность от 30.12.2004), от Санкт-Петербургской таможни Климшиной В.П. (доверенность от 22.12.2004 N 06-20/17741), рассмотрев 11.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2004 по делу N А56-16454/04 (судья Демина И.Е.), установил:

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 35" Санкт-Петербурга (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным требования Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня) от 02.04.2004 N 0094/04/072 об уплате 378971 руб. 03 коп. таможенных платежей и 176853 руб. 14 коп. пеней.

Решением суда от 23.08.2004 заявление учреждения удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, оспариваемое требование в части уплаты таможенных платежей за утилизированный товар является законным и обоснованным.

Кроме того, таможенный орган указывает на то, что в нарушение части 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации копия ведомости на выдачу гуманитарной помощи не направлена в его адрес, в связи с чем он лишен возможности проверить достоверность представленной информации.

В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель учреждения возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - гуманитарную помощь в виде бывших в употреблении одежды и обуви общим весом 16351 кг. После таможенного оформления по грузовой таможенной декларации N 10210120/190302/0002406 товар выпущен условно с предоставлением льготы по уплате таможенных платежей.

В ходе специальной таможенной ревизии сотрудниками Северо-Западного таможенного управления установлено, что часть товара весом 14851 кг использована учреждением не по целевому назначению, в том числе 14021 кг товара, переданного для распределения в Межрегиональный благотворительный общественный фонд "Во Славу Георгия Победоносца" (далее - фонд), и 830 кг - утилизированного путем помещения в мусорный контейнер. Результаты проверки отражены в акте от 25.03.2004 N 10200000/250304/00021.

По итогам проверки таможня направила заявителю требование от 02.04.2004 N 0094/04/072 об уплате 378971 руб. 03 коп. таможенных платежей и 176853 руб. 14 коп. пеней.

В силу статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств (распоряжение ими) в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.

В соответствии со статьей 4 Закона контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.

Из приведенных нормативных положений следует, что льготы по уплате таможенных платежей предоставляются получателям гуманитарной помощи для оказания социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным группам населения. Любое иное использование товара, кроме распределения среди конечных получателей (нуждающихся лиц), свидетельствует о том, что социально значимые цели ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации не достигнуты.

Признавая оспариваемое требование таможни незаконным, суд исходил из установленного в судебном заседании факта распределения фондом переданной ему учреждением гуманитарной помощи весом 14021 кг среди конечных получателей.

Вместе с тем судом не учтено, что 830 кг товара не распределено среди нуждающихся, а утилизировано в соответствии с актом от 21.03.2002 N 2. Указанное обстоятельство свидетельствует о нецелевом использовании учреждением этой части гуманитарной помощи, в связи с чем обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Кассационная инстанция также учитывает, что документы о распределении гуманитарной помощи в таможенный орган не направлялись, поэтому таможня, как орган, наделенный полномочиями по контролю за использованием условно выпущенных товаров, лишена возможности проверить достоверность содержащихся в этих документах сведений.

При новом рассмотрении суду следует обязать учреждение направить в таможню сведения о распределении гуманитарной помощи и с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний принять законное и обоснованное решение.

Суду также надлежит проверить обоснованность размера начисленных пеней, исходя из того, что законодатель связывает обязанность по уплате таможенных платежей с нецелевым использованием условно выпущенных товаров.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2004 по делу N А56-16454/04 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

     Председательствующий
Д.В.Хохлов

Судьи:
Л.В.Блинова
С.Н.Бухарцев

Текст документа сверен по:

рассылка