ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 августа 2003 года Дело N А56-26240/02


[Подпункт 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ, на который ссылается ответчик, предусматривает льготу по уплате единого социального налога для общественных организаций инвалидов, однако при уплате с того же объекта страховых взносов эта льгота не предоставляется]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корпусовой О.А., судей: Бухарцева С.Н. и Хохлова Д.В., при участии в судебном заседании представителей: общественной организации Выборгского района Санкт-Петербурга Всероссийского общества инвалидов - Богданчука В.З. (доверенность от 20.04.2003) и Семенова А.Е. (доверенность от 17.02.2003 N 2/2003), Инспекции по Выборгскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - Щеголева Я.А. (доверенность от 10.02.2003 N 17/2221), государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Александровой В.А. (доверенность от 25.06.2003 N 09-30/27), рассмотрев 05.08.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общественной организации Выборгского района Санкт-Петербурга Всероссийского общества инвалидов на решение от 26.02.2003 (судья Никитушева М.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 28.04.2003 (судьи: Шульга Л.А., Петренко Т.И., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-26240/02, установил:

Общественная организация Выборгского района Санкт-Петербурга Всероссийского общества инвалидов (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции по Выборгскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) о возврате 197093 руб. 12 коп. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Решением от 26.02.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.04.2003, в иске отказано.

В кассационной жалобе Организация просит отменить принятые по настоящему делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются составной частью единого социального налога. Организация также считает, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобождена от уплаты единого социального налога как общественная организация инвалидов, в которой инвалиды и их законные представители составляют более 80 % от общей численности ее членов.

В судебном заседании представители Организации поддержали доводы жалобы, а представители налоговой инспекции и государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области указали на законность и обоснованность судебных актов.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Организация платежными поручениями от 17.04.2003 N 140064 и N 140063 перечислила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 197093 руб. 12 коп., указав назначение платежа: код бюджетной классификации 1010620.

По мнению заявителя, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, освобождены от уплаты единого социального налога. Поэтому Организация обратилась в налоговую инспекцию с письмом от 18.04.2002 N 39 о зачете 197093 руб. 12 коп. ошибочно перечисленных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в счет уплаты налога на доходы физических лиц.

Налоговая инспекция письмом от 07.05.2002 N 22/6087 (лист дела 5) отказала Организации в зачете, со ссылкой на пункт 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, а также указав на то, что Организация не освобождена от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кассационная инстанция отклоняет доводы подателя кассационной жалобы по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) "финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной части трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации".

То есть, на страховую и накопительную части трудовой пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации уплачиваются страховые взносы, тогда как суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования (для выплаты базовой части трудовой пенсии), уплачиваются в составе единого социального налога.

Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, не входят в состав единого социального налога и не включены в налоговую систему Российской Федерации. Указанные страховые взносы не относятся к числу налогов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект обложения и налоговая база по единому социальному налогу.

Подпункт 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ, на который ссылается Организация, предусматривает льготу по уплате единого социального налога для общественных организаций инвалидов. Однако при уплате с того же объекта страховых взносов эта льгота не предоставляется.

Следовательно, Организация была обязана исчислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Оснований для отмены судебных актов, принятых по настоящему делу, не имеется.

Кассационная инстанция также считает необходимым отметить, что в качестве ответчика настоящему делу привлечено ненадлежащее лицо. В соответствии со статьей 3 Закона N 167-ФЗ средства обязательного пенсионного страхования - это денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию; а бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Следовательно, налоговая инспекция не вправе распоряжаться средствами Пенсионного фонда Российской Федерации и производить возврат излишне уплаченных страховых взносов.

Кроме того, Организацией не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, который предусмотрен статьей 31 Закона N 167-ФЗ.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 26.02.2003 и постановление апелляционной инстанции от 28.04.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-26240/02, оставить без изменения, а кассационную жалобу общественной организации Выборгского района Санкт-Петербурга Всероссийского общества инвалидов - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.А.Корпусова

Судьи:
С.Н.Бухарцев
Д.В.Хохлов

Текст документа сверен по:

рассылка