ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2004 года Дело N Ф04-8947/2004(7201-А27-33)


[Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконными действий инспекции, арбитражный суд исходил
из незаконности отказа налогового органа в производстве зачета излишне уплаченных сумм земельного налога
в счет погашения недоимки и предстоящих платежей по этому же налогу]
(Извлечение)

Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции в составе: ..., при участии: от заявителя - представители не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом; от ответчика - Шапошникова Ю.В., налоговый инспектор юридического отдела, доверенность N 16-04/17205 от 05.01.2004, удостоверение N 233980 от 05.01.2004, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Кемерово на решение от 14.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.09.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18245/2003-6 по заявлению открытого акционерного общества "Радуга", г.Кемерово, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Кемерово о признании незаконным действий налогового органа, установила:

открытое акционерное общество "Радуга", г.Кемерово, (далее - ОАО "Радуга") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Кемерово (далее - инспекция), выразившихся в отказе произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 224709,89 рублей в счет погашения недоимки и предстоящих платежей по этому же налогу.

Решением арбитражного суда от 14.04.2004 (судья ...) требования, заявленные ОАО "Радуга", удовлетворены. Арбитражный суд исходил из незаконности отказа налогового органа в производстве зачета излишне уплаченных сумм земельного налога в счет погашения недоимки и предстоящих платежей по этому же налогу.

Постановлением апелляционной инстанции от 01.09.2004 (судьи: ...) решение арбитражного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании, инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты. Указывает на то, что налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2000-2002 годы неправомерно применил ставки земельного налога без учета повышающего коэффициента, установленного статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год".

Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания не поступил.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность решения, принятого арбитражным судом первой инстанции, и постановления апелляционной инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Из материалов дела усматривается, что ОАО "Радуга" обратилось в инспекцию с заявлением от 29.08.2003 N 233 о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 224709,89 руб. за период с 2000 по 2002 годы в счет предстоящих платежей по этому же налогу. В обоснование заявления были приложены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2000, 2001 и 2002 годы. Инспекция письмом от 15.10.2003 N 16-12-34/4056 (122869) отказала налогоплательщику в осуществлении заявленного зачета. Основанием отказа послужило то обстоятельство, что у налогоплательщика по данным лицевого счета отсутствуют излишне уплаченные суммы земельного налога за указанный период.

Арбитражный суд, удовлетворив требования ОАО "Радуга", принял по существу правильное решение.

Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

Установленные Законом от 11.10.91 N 1738-1 средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно, индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.

При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

Из статьи 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" следует, что ставки земельного налога, действовавшие а 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.

Согласно статье 1 Федерального закона от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" сохранен до 01.01.99 размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.

Из статьи 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" закреплено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 1,2.

Статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" закреплено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.

Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" закреплено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.

Статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" закреплено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2 для всех категорий земель.

Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога в 2003 году применяются с коэффициентом 1,8.

Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которого производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный федеральным законом на соответствующий налоговый период.

Из пункта 5 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 вытекает, что установленные данным решением ставки земельного налога в силу правил, установленных статьей 5 НК РФ, применяются только с 01.01.97. Действие этих ставок не распространяется на 1996 год, в связи с чем при исчислении земельного налога по последующим налоговым периодам к ставкам земельного налога, установленным на 1996 год, не могут быть применены корректирующие коэффициенты, установленные законодательными актами о федеральном бюджете, так как сама ставка налога, существовавшая в 1996 году, в последующем уже не применяется.

Из письма налоговой инспекции от 15.10.2003 N 16-12-34/4056 (122869) не следует и ответчиком в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано, что ставка земельного налога, утвержденная решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 и подлежащая, согласно статье 5 НК РФ, применению налогоплательщиком начиная с 1997 года, соответствовала ставке земельного налога, действовавшей в 1996 году.

Следовательно, арбитражный суд правомерно пришел к выводу о необоснованном применении налоговым органом в оспариваемом решении корректирующего коэффициента 2, установленного статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что у налогоплательщика имела место переплата по земельному налогу в сумме 224709,89 рублей, поэтому отказ налогового органа от проведения зачета является неправомерным.

Довод кассационной жалобы об отсутствии оснований для зачета в связи с наличием на лицевом счете ОАО "Радуга" недоимки по земельному налогу судом апелляционной инстанции исследовался и не нашел своего подтверждения. Оснований для переоценки данных выводов суда у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:

Решение от 14.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.09.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18245/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка