• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2005 года Дело N А31-2096/19


[Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам по данному налогу перед территориальным дорожным фондом]
(Извлечение)

Открытое акционерное общество (далее по тексту - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий (бездействия) областного государственного учреждения (далее по тексту - Управление), выразившихся в отказе вынести решение о списании оставшейся суммы реструктуризированной задолженности по пеням в сумме 25 678 рублей.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Решением суда от 14.10.2004 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Управление не согласилось с принятым по делу судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суд неправильно применил Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам по данному налогу перед территориальным дорожным фондом, утвержденный постановлением губернатора Костромской области от 19.02.2002 N 61 (в редакции постановления губернатора Костромской области от 17.03.2004 N 158). По его мнению, списание задолженности является дополнительной льготой и производится только при выполнении организацией условий по своевременности и полноте уплаты всех установленных платежей в течение соответственно двух и четырех лет со дня принятия решения о реструктуризации. ОАО эти условия списания не выполнило, в том числе в связи с отменой с 01.01.2003 налога на пользователей автодорог. Заявитель также полагает, что погашение задолженности не может считаться досрочным до истечения двух лет со дня принятия решения о реструктуризации. Вопрос о выполнении условий списания может рассматриваться по платежам, установленным в эти два полных года, с учетом внесенных изменений. Платежи по внесенным изменениям Общество не вносило.

Кроме того, заявитель указывает на то, что в настоящем споре он выступает в защиту государственных интересов, поэтому должен быть освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

В заявлении от 31.01.2005 N 03-58/744 Управление просило рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.

ОАО в отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя возразило, считает решение суда законным и обоснованным, но заявило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы.

Рассмотрев данное ходатайство, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для его удовлетворения.

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Костромской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направила.

Законность принятого Арбитражным судом Костромской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, комиссия Управления на основании заявления ОАО 09.04.2002 приняла решение N 91 о предоставлении Обществу права на реструктуризацию задолженности в дорожный фонд по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 36 692 рублей 06 копеек. Данное решение принято в соответствии с постановлением губернатора Костромской области от 19.02.2002 N 61 сроком на 10 лет с правом досрочного погашения задолженности при условии выполнения ежемесячных графиков погашения реструктуризированной задолженности и уплаты процентов за пользование денежными средствами в срок не позднее 25-го числа каждого месяца, а также полного и своевременного внесения текущих налоговых платежей в дорожный фонд.

В связи с погашением задолженности по пеням за два года в сумме 7 344 рублей ОАО обратилось в Управление с заявлением от 31.12.2003 N 112, в котором просило списать, согласно Порядку о реструктуризации, утвержденному постановлением губернатора Костромской области от 19.02.2002 N 61, половину реструктуризированной задолженности в сумме 14 674 рублей.

Письмом от 15.01.2004 N 3 с учетом погашения задолженности по пеням за четыре года в сумме 11 013 рублей 28 копеек Общество просило Управление решить вопрос о списании суммы 25 678 рублей 78 копеек.

В письмах от 18.02.2004 N 279 и от 19.03.2004 N 444 Управление отказало Обществу в списании оставшейся суммы реструктуризированной задолженности по пеням по причине отсутствия поступлений в территориальный дорожный фонд по текущим платежам из-за отмены с 01.01.2003 налога на пользователей автодорог и в связи с изменениями условий реструктуризации, внесенными постановлением губернатора Костромской области от 05.12.2203 N 691 в постановление от 19.02.2002 N 61, а также невыполнением Обществом условий возможного списания пеней, предусмотренных Порядком о реструктуризации, с учетом изменений, внесенных в график погашения реструктуризированной задолженности согласно постановлению губернатора Костромской области от 05.12.2203 N 691. Кроме того, Управление указало Обществу на несвоевременное внесение платежа по графику по сроку 25.04.2002 и текущего платежа по сроку 15.01.2003.

ОАО посчитало действия Управления, выразившиеся в отказе в списании оставшейся суммы реструктуризированной задолженности по пеням, незаконными и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Костромской области руководствовался Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам по данному налогу перед территориальным дорожным фондом, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 19.02.2002 N 61. При этом суд исходил из того, что внесение постановлением губернатора Костромской области от 05.12.2203 N 691 изменений в условия и порядок реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автодорог, а также задолженностей по начисленным пеням и штрафам по данному налогу перед территориальным дорожным фондом не может служить основанием для изменения ранее согласованных условий реструктуризации в одностороннем порядке. Ранее согласованные условия реструктуризации соблюдены налогоплательщиком.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.

Постановлением губернатора Костромской области от 19.02.2002 N 61 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам по данному налогу перед территориальным дорожным фондом.

Согласно пункту 1 названного Порядка он устанавливает условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица перед территориальным дорожным фондом по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации по данному налогу:

задолженности по налогу, исчисленной по данным учета по состоянию на 1-ое число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности;

задолженности по начисленным пеням и штрафам, в том числе признанным юридическим лицом к взысканию, исчисленной по данным органа, ведущего учет, по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности.

Указанная задолженность погашается поэтапно на основании Решения о реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автомобильных дорог, пеням и штрафам перед территориальным дорожным фондом, принимаемого управлением, в соответствии с утвержденным им графиком.

В пункте 4 Порядка установлено, что в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в территориальный дорожный фонд ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогу в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогу. Организации, не имеющей задолженности по налогу, предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет.

С сумм задолженности по налогу ежемесячно, не позднее 25-го числа, уплачиваются проценты из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка. Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.

Организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогу, пеням и штрафам.

Согласно пункту 5 Порядка в случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в территориальный дорожный фонд в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации органы, ведущие учет по налогам, производят списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию), а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в территориальный дорожный фонд в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации - списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).

В соответствии с пунктами 7, 8 Порядка при наличии на 1-ое число месяца, следующего за истекшим месяцем, задолженности по уплате в территориальный дорожный фонд текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам, также при неуплате платежей, установленных графиком, организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в территориальный дорожный фонд. В этих случаях орган, принявший решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в территориальный дорожный фонд, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия.

Возможность внесения изменений в решение о предоставлении права на реструктуризацию задолженности и соответственно в график погашения реструктурированной задолженности, в том числе в связи с отменой налога на пользователей автомобильных дорог, названным Порядком не предусмотрена.

Арбитражный суд Костромской области на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств установил, что ОАО выполнило условия для списания оставшейся суммы реструктуризированной задолженности по пеням, предусмотренные Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также задолженностей по начисленным пеням и штрафам по данному налогу перед территориальным дорожным фондом, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 19.02.2002 N 61 (в редакции, действовавшей на момент принятия Управлением решения о реструктуризации задолженности Общества).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование ОАО и признал действия (бездействие) Управления, выразившиеся в отказе вынести решение о списании оставшейся суммы реструктуризированной задолженности по пеням, незаконными.

Доводы заявителя жалобы о том, что вопрос о выполнении условий списания задолженности может рассматриваться по платежам, установленным в течение двух полных лет с учетом изменений, внесенных в условия и порядок реструктуризации кредиторской задолженности Общества в соответствии с постановлением губернатора Костромской области от 05.12.2203 N 691, во внимание не принимаются. Внесение названным нормативным актом изменений в Порядок реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автодорог, а также задолженностей по начисленным пеням и штрафам по данному налогу перед территориальным дорожным фондом, утвержденный постановлением губернатора Костромской области от 19.02.2002 N 61, не может служить основанием для изменения ранее согласованных условий реструктуризации, содержащихся в решении Управления от 09.04.2002 N 91.

Таким образом, оснований для отмены решения Арбитражного суда Костромской области от 14.10.2004 по настоящему делу в указанной части не имеется.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, Управление в настоящем споре является представителем государственной власти и выступает в защиту государственных интересов, следовательно, в силу пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", действовавшего на момент вынесения судебного акта, оно было освобождено от уплаты государственной пошлины.

Суд первой инстанции, приняв решение о взыскании с Управления государственной пошлины за рассмотрение дела, не учел данное обстоятельство, поэтому решение суда в этой части подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Нарушений Арбитражным судом Костромской области норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о взыскании с Управления государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался, поскольку заявитель был освобожден от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", действовавшего на момент подачи жалобы.

Руководствуясь пунктами 1, 2 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьями 289, 325 и 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 14.10.2004 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-2096/19 в части взыскания с областного государственного учреждения "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования в доход федерального бюджета государственной пошлины по делу в сумме 1 000 рублей отменить.

Арбитражному суду Костромской области произвести поворот исполнения решения в указанной части.

В остальной части решение от 14.10.2004 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-2096/19 оставить без изменения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

     Судьи
...

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А31-2096/19
Принявший орган: Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Дата принятия: 10 февраля 2005

Поиск в тексте