ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2004 года Дело N А39-1433/2004-147/18


[Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что структурные подразделения органов местного самоуправления не имеют права на открытие самостоятельных счетов в банках, а представленные на регистрацию в налоговый орган документы не содержат указания на организационно-правовую форму зарегистрированного лица]

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Бердникова О.Е., судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И. при участии представителей от заявителя Сафронова А.В. (удостоверение N 71686) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - администрации Инсарского района Республики Мордовия на решение от 01.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 07.09.2004 по делу N А39-1433/2004-147/18 Арбитражного суда Республики Мордовия, принятые судьями Никишиной Т.Л., Савочкиным В.Н., Артамоновой Л.А., Евдокимовой Н.А., по заявлению заместителя прокурора Республики Мордовия к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Республике Мордовия, администрации Инсарского района Республики Мордовия и финансовому отделу о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Республике Мордовия от 12.11.2002 N 266 о регистрации в качестве юридического лица финансового отдела администрации Инсарского района Республики Мордовия и записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 12.11.2002 N 1021300888377 и установил:

заместитель прокурора Республики Мордовия обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Республике Мордовия (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган), администрации Инсарского района Республики Мордовия и финансовому отделу о признании недействительными решения Инспекции от 12.11.2002 N 266 о регистрации в качестве юридического лица финансового отдела администрации Инсарского района Республики Мордовия и записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 12.11.2002 N 1021300888377.

Решением суда от 01.06.2004 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.09.2004 решение суда оставлено без изменения.

Администрация Инсарского района не согласилась с принятыми по делу судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суд неправильно применил статьи 20, 30 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статью 48 Гражданского кодекса Российской Федерации. Он указывает, что финансовый отдел был создан муниципальным органом, поэтому в его наименовании указана принадлежность к администрации, отдел входит в её структуру и, соответственно, действует от её имени. При этом финансовый отдел обладает всеми признаками юридического лица и по своему статусу является учреждением. Решение о регистрации отдела не может нарушать прав администрации в сфере экономической деятельности и не посягает на её полномочия по распоряжению муниципальным имуществом и денежными средствами.

Прокуратура Республики Мордовия в отзыве на кассационную жалобу и её представитель в судебном заседании с доводами администрации не согласились, считают решение и постановление законными и обоснованными.

Администрация Инсарского района, Инспекция и финансовый отдел, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 12.11.2002 Инспекция на основании представленных 10.11.2002 финансовым отделом администрации Инсарского района документов приняла решение N 266 о государственной регистрации названного отдела как юридического лица, зарегистрированного до 1.07.2002, в связи с внесением сведений в единый государственный реестр юридических лиц на основании Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В ходе проведенной прокуратурой Инсарского района Республики Мордовия проверки было установлено, что указанное решение Инспекции принято с нарушением законодательства о местном самоуправлении, что явилось основанием для обращения заместителя прокурора Республики Мордовия с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Мордовия руководствовался частью 1 статьи 14, статьей 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 1, 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьями 48, 51, 54, частью 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О некоммерческих организациях", пунктом 2 статьи 8 Устава Инсарского района Республики Мордовия. При этом суд исходил из того, что структурные подразделения органов местного самоуправления не имеют права на открытие самостоятельных счетов в банках, не могут в полном объеме приобретать и осуществлять имущественные права и нести обязанности, то есть не обладают всеми признаками, необходимыми для признания их юридическим лицом; представленные на регистрацию в налоговый орган документы не содержат указания на организационно-правовую форму зарегистрированного лица.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для её удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Статьей 54 (частями 1 и 3) этого же Кодекса установлено, что юридическое лицо имеет свое наименование, в котором содержится указание на его организационно-правовую форму и которое указывается в его учредительных документах.

В соответствии со статьями 20 и 30 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования и вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Решением Инсарского районного Совета депутатов от 13.01.2000 утверждена структура администрации района. Согласно указанному решению финансовый отдел является структурным подразделением районной администрации.

В пункте 2 статьи 8 Устава Инсарского района Республики Мордовия, принятого на 2-й сессии Инсарского районного Совета депутатов 18.04.1995 (с учетом изменений и дополнений по состоянию на 01.10.2001), предусмотрено, что структурные подразделения администрации являются ее постоянно действующими органами, финансируемыми за счет средств местного бюджета и действующими от ее имени.

В статье 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действовавшей на момент принятия обжалованного решения) установлено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом. Распространение действия Закона на структурные подразделения юридических лиц не предусмотрено.

Из статьи 26 Закона следует, что уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона, в том числе определяющие организационно-правовую форму юридического лица (подпункт "б").

В случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов допускается отказ в государственной регистрации (статья 23), чего Инспекцией не сделано.

Арбитражный суд Республики Мордовия, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт регистрирующего органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принял решение о признании его недействительным на основании статьи 201 (части 2) с учетом положений части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда о нарушении Инспекцией норм Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при вынесении решения о регистрации финансового отдела в качестве юридического лица соответствуют представленным в дело доказательствам и переоценке судом кассационной инстанции не подлежат.

С учетом изложенного нормы материального права применены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены судебных актов, им не допущено. Поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался в связи с освобождением администрации от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 01.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 07.09.2004 Арбитражного суда Республики Мордовия по делу N А39-1433/2004-147/18 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Инсарского района Республики Мордовия - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     О.Е. Бердников

     Судьи

     Н.Ю. Башева
А.И. Чиграков

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка