• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2005 года Дело N А66-4489-04


[Удовлетворяя требования страховщика о взыскании с ответчика недоимки по страховым взносам, судами не проверено соблюдение истцом предусмотренного п.3 ст.48 НК РФ пресекательного срока подачи в суд заявления о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей: Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В., рассмотрев 09.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Нагорский" на решение от 08.07.2004 (судья Перкина В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2004 (судьи: Рощина С.Е., Ильина В.Е., Пугачев А.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4489-04, установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калязинском районе Тверской области (далее - Управление фонда, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с сельскохозяйственного производственного кооператива "Нагорский" (далее - Кооператив, страхователь) 371075 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 92589 руб. пеней за нарушение сроков уплаты названных платежей.

Решением суда первой инстанции от 08.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.10.2004, требования Управления фонда удовлетворены частично. Суд взыскал с Кооператива 371075 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в том числе направляемых на страховую часть трудовой пенсии - 304560 руб., на накопительную - 66515 руб. и 90541 руб. пеней. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Отказывая во взыскании 2048 руб. пеней, суды исходили из признания неправомерным помесячного начисления пеней.

В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и требования Управления фонда отклонить в полном объеме.

В отзыве на кассационную жалобу Управление фонда просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией установлено следующее.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

В сроки, установленные статьей 24 Закона N 167-ФЗ, Кооператив страховые взносы не уплатил, поэтому Управление фонда направило ему требование от 31.03.2004 N 28 об уплате в срок до 20.04.2004 имеющейся по состоянию на 01.01.2004 задолженности по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию в сумме 371075 руб., в том числе 152009 руб. за 2002 год и 219066 руб. за 2003 год.

Это требование Кооперативом в установленный срок не исполнено.

Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам и пеням осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в судебном порядке, Управление фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судами требования Управления фонда удовлетворены частично.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, изучив доводы, изложенные страхователем в жалобе и Управлением фонда - в отзыве на жалобу, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты в части взыскания с Кооператива 371075 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 90541 руб. пеней за нарушение сроков уплаты названных платежей подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Кооператив 25.03.2003 представил в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год, согласно которой сумма начисленных страховых взносов составила 214319 руб., включая задолженность на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 178818 руб. и задолженность на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 35501 руб.

В 2004 году Кооператив представил (26.03.2004) декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год, в которой указал сумму начисленных страховых взносов в размере 219066 руб., в том числе 179742 руб. - направляемых на страховую часть трудовой пенсии и 39324 руб. - на накопительную часть.

Страховые взносы за 2002 год Кооперативом уплачены частично, в сумме 62310 руб., а за 2003 год платежи не осуществлялись.

В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона N 167-ФЗ страхователи представляют в налоговый орган декларацию по страховым взносам не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 23 Закона N 167-ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Как указано в четвертом абзаце пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ, разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Следовательно, установленный Законом N 167-ФЗ срок уплаты страховых взносов за 2002 год - не позднее 15.04.2003, за 2003 год - 15.04.2004.

Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом. Закон N 167-ФЗ не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок их взыскания, следовательно, подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии со статьей 70 НК РФ при неуплате страхователем - плательщиком взноса в установленный законом срок ему направляется требование об уплате недоимки. Такое требование должно быть направлено плательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты взноса.

Как следует из материалов дела, Управление фонда выставило страхователю требование от 31.03.2004 N 28 об уплате задолженности по страховым взносам за 2002 и 2003 годы, а в мае 2004 года - ввиду неисполнения плательщиком направленного ему требования - обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Кооператива недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ (с учетом пункта 12 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации") при неисполнении плательщиком требования об уплате задолженности заявление о ее взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования. Этот срок является пресекательным.

При определении предельного срока обращения в суд во взыскании недоимки по страховым взносам и пеней следует учитывать трехмесячный срок, установленный статьей 70 НК РФ, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 48 НК РФ.

Удовлетворяя требования страховщика о взыскании с Кооператива недоимки по страховым взносам за 2002 год, судами не проверено соблюдение Управлением фонда предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ пресекательного срока подачи в суд заявления о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год.

Кассационная инстанция также считает, что при отклонении довода Кооператива о включении суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 и 2003 годы в соглашение о реструктуризации долгов страхователя от 30.03.2004 N 63, неполно выяснены фактические обстоятельства, имеющее значение для рассмотрения дела по существу.

В статье 1 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон N 83-ФЗ) установлены правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния.

Как следует из статей 3, 4, 13 и 18 названного Закона, любой сельскохозяйственный производитель, отвечающий требованиям Закона N 83-ФЗ, имеет право на реструктуризацию долгов. Для участия в реструктуризации должник подает в созданную на основании статьи 11 Закона N 83-ФЗ в каждом субъекте Российской Федерации территориальную комиссию заявление о включении его в состав участников программы, с документами, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации. После рассмотрения комиссией заявления должника и принятия решения о реструктуризации долгов, должник уведомляется о принятом комиссией решения и вместе с уведомлением получает проект соглашения о реструктуризации долга.

Существенные условия соглашения о реструктуризации долгов определены статьей 19 Федерального закона N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", согласно которой соглашение о реструктуризации долгов должно быть заключено в письменной форме, подписано кредиторами, в совокупности обладающими правом требования погашения не менее 75 процентов кредиторской задолженности должника, и должно содержать, в том числе:

- указание даты, на которую фиксируются долги;

- указание размера долга перед каждым кредитором с указанием доли в общем объеме кредиторской задолженности;

- указание условий и порядка реструктуризации долгов;

- указание размера платы за отсроченную и (или) рассроченную задолженность;

- указание графика платежей;

- положение об обязательстве должника осуществлять платежи одновременно всем кредиторам пропорционально их доле в общем объеме кредиторской задолженности;

- положение об обязательстве должника заключить договор с банком-агентом об открытии счета с особым режимом для проведения расчетов с кредиторами по указанному соглашению;

- указание условий выхода кредиторов из указанного соглашения;

- положение об ответственности должника за неисполнение.

Соглашение о реструктуризации долгов оформляется в соответствии с типовым соглашением о реструктуризации долгов, разработанным и утвержденным Правительством Российской Федерации, на что указано в статье 23 Федерального закона N 83-ФЗ. Кроме того, в пункте 2 статьи 25 названного Закона указано на необходимость заключения в месячный срок со дня подписания соглашения о реструктуризации долгов дополнительного соглашения, предусматривающего реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам, начисленным со дня, указанного в соглашении о реструктуризации долгов, на который зафиксирован размер долгов, по день подписания соглашения о реструктуризации долгов.

Во исполнение Федерального закона N 83-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" утверждены Базовые условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, согласно пункту 1 которых реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, а также платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги). Пунктом 2 названных Базовых условий предусмотрено, что долги, подлежащие реструктуризации определяются по состоянию на 1-е число месяца подачи сельскохозяйственным товаропроизводителем заявления о включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей (в материалах дела документов, подтверждающих дату подачи Кооперативом заявления о включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, нет).

Здесь же указано, что порядок и условия проведения реструктуризации долгов конкретного должника устанавливаются в соглашении о реструктуризации долгов, заключаемом между кредиторами и соответствующим должником.

В пункте 1 приобщенного к материалам дела соглашения от 30.03.2004 N 63, оформленного в соответствии с Типовым соглашением о реструктуризации долгов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52 и заключенного с Кооперативом, указано, что "предметом настоящего соглашения является реструктуризация задолженности организации перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на 01.02.2004". Иной даты, на которую зафиксирована реструктуризируемая сумма задолженности по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, соглашение не содержит.

Реструктуризации подвергнута задолженность в сумме 1989704 руб. 76 коп., в том числе: 303332 руб. 19 коп. - по налогам и сборам; 928311 руб. 06 коп. по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды; 758061 руб. 51 коп. - по единому социальному налогу (установленному с 01.01.2002). Согласно пункту 2 соглашения от 30.03.2004 N 63 Кооперативу предоставлена отсрочка погашения долга и начисленных процентов до 2010 года и рассрочка погашения задолженности до 2014 года с погашением, начиная с 2010 года. Одновременно с соглашением о реструктуризации подписано соглашение от 30.03.2004 N 64 о списании сумм пеней и штрафов.

Из дополнительного соглашения от 30.03.2004 N 64 о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам (л.д.65-67) невозможно установить, на какую дату зафиксирована задолженность Кооператива по налогам (сборам) и страховым взносам, реструктуризированная по соглашению от 30.03.2004 N 63 (в то время эта дата должна быть указана в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона N 83-ФЗ).

Представленная справка налоговой инспекции от 19.02.2004 N 3128/05 (л.д.75-77) о задолженности по налогам (сборам), по страховым взносам, по начисленным пеням и штрафам составлена по состоянию на 01.02.2004. Но из этой справки также невозможно установить дату, на которую зафиксированы долги Кооператива для целей реструктуризации. Отсутствуют в деле доказательства того, что на основании сведений названной справки определена сумма задолженности страхователя, подлежащая реструктуризации и включенная в соглашение о реструктуризации задолженности N 63.

Из пункта 1 соглашения от 30.03.2004 N 63 следует, что реструктуризации подлежит задолженность Кооператива по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 928311 руб. 06 коп. В эту сумму, согласно справке налоговой инспекции от 19.02.2004 N 3128/05, вошла задолженность в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 640226 руб. 04 коп. В акте же сверки имеющейся у Кооператива задолженности по платежам по состоянию на 01.01.2001, составленного Управлением фонда и Кооперативом, указана иная сумма задолженности страхователя перед Пенсионным фондом - 645248 руб.

При этом в деле отсутствуют доказательства того, что сумму реструктуризированной по соглашению о реструктуризации долгов от 30.03.2004 N 63 задолженности включена недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, имевшаяся у Кооператива по состоянию на 01.01.2001.

Управление фонда утверждает (л.д.69-70), что реструктуризирована задолженность, имевшаяся у Кооператива по состоянию на 01.01.2001. В связи с данным утверждением заявителя судом не выяснены основания включения в сумму реструктуризированной по соглашению от 30.03.2004 N 63 задолженности недоимки по единому социальному налогу в сумме 758061 руб. 51 коп., который установлен на территории Российской Федерации с 01.01.2002 - даты введения в действие главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в том числе их достоверность, а также взаимную связь доказательств в их совокупности.

Принимая во внимание изложенное, а также утверждения Кооператива о том, что в сумму реструктуризированной задолженности вошла сумма страховых взносов, на которую выставлено спорное требование от 31.03.2004, кассационная инстанция считает, что судами при рассмотрении дела недостаточно исследованы вопросы о том, на какую дату по соглашению от 30.03.2004 N 63 зафиксирован размер долга, подлежащего реструктуризации; вошла или нет в реструктуризированную сумму задолженности недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 и 2003 годы.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает решение суда и постановление апелляционной инстанции недостаточно обоснованными, а потому подлежащими отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует установить, на основании каких нормативных актов проводилась реструктуризация задолженности Кооператива: Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458 "О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджет государственных внебюджетных фондов" или Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", постановления Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" с утвержденными этим постановлением Базовыми условиями реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей и Типовым соглашением о реструктуризации долгов, и определить, как соотносятся между собой нормы перечисленных нормативных актов и какие нормы подлежат применению в рассматриваемом деле.

Суду также необходимо выяснить, по каким налогам (сборам), страховым взносам производилась реструктуризация долгов Кооператива; на какую дату зафиксирована задолженность страхователя, подлежавшая реструктуризации и фактически реструктуризированная (при необходимости привлечь в качестве третьего лица на стороне заявителя Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Тверской области); предложить Кооперативу представить документы, подтверждающие дату подачи Кооперативом заявления о включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также документы, подтверждающие его доводы о включении в сумму задолженности, реструктуризированной по соглашению от 30.03.2004 N 63, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 и 2003 годы; получить объяснения причин выставления требования о взыскании недоимки по страховым взносам за 2002 год только в марте 2004 года; проверить соблюдение заявителем пресекательного срока взыскания в судебном порядке недоимки за 2002 год, и с учетом дополнительно установленных фактов и обстоятельств принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 08.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2004 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4489-04 отменить в части взыскания с сельскохозяйственного производственного кооператива "Нагорский" 371075 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 90541 руб. пеней за нарушение сроков уплаты названных платежей.

Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

     Председательствующий
Н.Г.Кузнецова

Судьи:
С.Н.Бухарцев
О.В.Ветошкина

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А66-4489-04
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 11 февраля 2005

Поиск в тексте