ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2005 года Дело N Ф03-А59/04-2/3925


[Поскольку право на освобождение от уплаты НДС было подтверждено, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у инспекции по налогам и сборам правовых оснований для привлечения общества к налоговой ответственности
на неуплату НДС в январе-марте 2003 года]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от заявителя: Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области - представители не явились; от общества с ограниченной ответственностью "Строительно-коммерческая фирма "Гренада" - Бронников В.Д., юрисконсульт, по доверенности от 01.01.2005 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области на решение от 08.06.2004, постановление от 25.08.2004 по делу N А59-581/04-C11 Арбитражного суда Сахалинской области, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ..., в суде апелляционной инстанции судьи: ..., по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-коммерческая фирма "Гренада" о взыскании 840850,84 руб., установил:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Строительно-коммерческая фирма "Гренада" (далее - ООО "СКФ "Гренада", общество) 840850,84 руб., составляющих налоговые санкции: по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в сумме 839245,84 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь-март 2003 года; по статье 123 НК РФ в сумме 155 руб. за неудержание в 2001 году налога на доходы физических лиц; по пункту 1 статьи 126 НК РФ в сумме 1450 руб. за непредставление документов.

В судебном заседании налоговый орган отказался от заявленных требований в части взыскания штрафа по статьям 123 и 126 НК РФ в связи с его уплатой обществом, а также штрафа в сумме 5045,52 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ, заявленного ошибочно.

Решением суда от 08.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2004, прекращено производство по делу в части взыскания штрафа в сумме 6650,52 руб. в связи с удовлетворением отказа налогового органа от заявленных требований, а во взыскании штрафа в сумме 834200,32 руб. отказано со ссылкой на то, что общество в 2003 году было освобождено от уплаты НДС при выполнении работ по соглашению о разделе продукции, поэтому у налогового органа отсутствуют правовые основания для взыскания с общества штрафных санкций в вышеназванной сумме в связи с неуплатой НДС с сумм авансовых платежей, поступивших в январе-марте 2003 года.

Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе налогового органа, который просит их отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что ООО "СКФ "Гренада" неправомерно воспользовалось в январе-марте 2003 года льготой по НДС, предусмотренной статьей 178 НК РФ, так как с заявлением об освобождении от уплаты НДС обществом не был представлен необходимый пакет документов. По мнению налогового органа, в соответствии с письмом N 22 от 16.05.2003 общество имело право на льготу по НДС в 2003 году, начиная с мая 2003 года.

ООО "СКФ "Гренада" в отзыве на жалобу и в судебном заседании доводы жалобы отклоняет и просит принятые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными. Кроме этого, общество указывает на то, что гарантийные письма сохраняют силу от даты утверждения Наблюдательным советом программы работ и сметы затрат на текущий год до утверждения отчета по ее выполнению и принятию программы на новый год, в связи с чем гарантийное письмо N 740 от 16.08.2002 действовало до 16.05.2003, то есть до дня, когда Наблюдательным советом был утвержден отчет за прошедший год и принята программа работ на текущий год со сметой затрат, при этом год не определяется рамками календарного года. Следовательно, действие гарантийного письма не закончилось 31.12.2002, а оно действовало до 16.05.2003.

Инспекция по налогам и сборам, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимала.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО "СКФ "Гренада" по вопросам соблюдения налогового и валютного законодательства за период с 01.01.2000 по 01.06.2003, о чем составлен акт проверки N 15-21/316 от 17.09.2003, по результатам рассмотрения которого и протокола возражений на акт проверки инспекцией по налогам и сборам 10.12.2003 принято решение N 15-21/416 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной:

- статьей 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 155 руб. за неудержание налога на доходы физических лиц;

- пунктом 1 статьи 126 НК РФ - 1450 руб. за непредставление 29 документов;

- пунктом 1 статьи 122 НК РФ - 839245,84 руб. за неуплату НДС в результате занижения налоговой базы.

Одновременно налогоплательщику предложено уплатить в добровольном порядке в течение 5 дней указанные налоговые санкции, неуплаченные налоги и пени:

- НДС - 4947053,63 руб.;

- на доходы физических лиц - 725 руб., пени - 159021,86 руб.;

- пени по налогу на пользователей автодорог - 4254,60 руб.

Кроме этого, уменьшен на исчисленный в завышенных размерах НДС в сумме 4947053,63 руб.

Поскольку общество в добровольном порядке в установленный срок штрафные санкции не уплатило, то налоговый орган обратился за их взысканием в арбитражный суд, который на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств и правильного применения норм материального права правомерно отказал налоговому органу во взыскании штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 834200,32 руб. за неуплату НДС в январе-марте 2003 года, так как у общества отсутствовала обязанность по его уплате в указанный налоговый период в связи с выполнением работ по соглашению о разделе продукции, что предусмотрено статьей 178 НК РФ, Федеральным законом от 30.12.95 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и Соглашением о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (проект "Сахалин-2"), заключенным 22.06.94 Правительством Российской Федерации, администрацией Сахалинской области и компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд" (далее - Соглашение от 22.06.94).

Согласно пункту 7 статьи 2 названного выше Федерального закона, соглашения о разделе продукции, заключенные до вступления в силу данного Закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения Федерального закона N 225-ФЗ применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Соглашение от 22.06.94 предусматривало (статья 18, дополнение 1 приложения "Е"), что сама компания, ее подрядчики и субподрядчики не являются плательщиками НДС в связи с этим проектом и относящейся к нему деятельности.

ООО "СКФ "Гренада" является субподрядчиком по договору с ООО "СП "Гренада и Фергюсон Симек Кларк", являющимся в свою очередь подрядчиком по договору подряда от 12.08.2002 N Y-00326 с компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании, Лтд".

По условиям договора субподряда обществу поручалось выполнение работ по объекту "Расширение жилого комплекса "Предгорье Зимы" и сопутствующей инфраструктуры в г.Южно-Сахалинске в целях реализации генподрядчиком упомянутого выше договора от 12.08.2002, и предусматривалось представление освобождения от уплаты НДС по установленной форме (гарантийное письмо).

На 2003 год, как установлено судом, заключен аналогичный договор.

Таким образом, факт выполнения субподрядчиком - ООО "СКФ "Гренада" работ, относящихся к проекту "Сахалин-2" по Соглашению о разделе продукции, и наличие права на освобождение от уплаты НДС подтверждается судом и не оспаривается налоговым органом.

Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 839245,84 руб., как следует из решения налогового органа, послужило отсутствие у юридического лица гарантийного письма в январе-марте 2003 года, в связи с чем последнее, по мнению инспекции по налогам и сборам, обязано было исчислить и уплатить НДС с сумм авансовых платежей, поступивших в январе-марте 2003 года.

Однако, как видно из материалов дела, обществу были выданы гарантийные письма N 740 от 16.08.2002 в соответствии с программой работ и сметой затрат на 2002 год, утвержденных Наблюдательным советом 07.08.2002 на сумму 19543000 долларов США по разделу Н "Вспомогательные объекты - поселок "Зима" (7.4) в рамках договора от 12.08.2002, и N 22 от 16.05.2003 в соответствии с программой и сметой затрат на 2003 год, утвержденных Наблюдательным советом 15.05.2003 на сумму 34070000 долларов США по разделу 7 G "Вспомогательные объекты - Жилой комплекс "Зима Хайлендз", где в качестве субподрядчика указано ООО "СКФ "Гренада".

Таким образом, налоговый орган, принимая решение 10.12.2003, располагал сведениями о наличии у субподрядчика гарантийного письма от 16.05.2003 и, соответственно, права на освобождение от уплаты НДС за 2003 год в целом.

Поскольку право на освобождение от уплаты НДС подтверждено приведенными выше гарантийными письмами, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии у инспекции по налогам и сборам правовых оснований для привлечения общества к налоговой ответственности на неуплату НДС в январе-марте 2003 года.

Ссылка заявителя жалобы на то, что гарантийное письмо выдано только в мае, правомерно не принята судом, так как указанные письма выдаются после утверждения программы работ и сметы затрат Наблюдательным советом на соответствующий год.

Остальные доводы налогового органа не влияют на законность принятых судебных актов.

При таких обстоятельствах кассационную жалобу следует оставить без удовлетворения, а решение и постановление апелляционной инстанции, как основанные на правильном применении норм материального и процессуального права, - без изменения.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 08.06.2004, постановление апелляционной инстанции от 25.08.2004 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-581/04-С11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2005 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 января 2005 года.

     Председательствующий
      ...

      Судьи
      ...

Текст документа сверен по:

рассылка