ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 2005 года Дело N А19-23570/04-24-Ф02-693/05-С1



[Налоговая санкция, предусмотренная ст.119 НК РФ, не является штрафом, начисляемым на задолженность должника, поэтому налоговая инспекция правомерно обратилась с заявлением о взыскании налоговых санкций независимо от процедуры банкротства, введенной на предприятии]
(Извлечение)

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N17 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Сибирская корона" (далее - ООО "Сибирская корона") 27 321 рубля налоговых санкций.

Решением суда от 7 декабря 2004 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения от 7 декабря 2004 года не проверялись.

В кассационной жалобе ООО "Сибирская корона" просит отменить решение от 7 декабря 2004 года, в удовлетворении заявленных требований отказать.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание, что с момента введения конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности.

Имущественные требования подлежат рассмотрению только в ходе конкурсного производства.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании объявлялся перерыв на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 9 час.30 мин. 09.03.2005.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (почтовое уведомление N86166 от 09.02.2005), однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ООО "Сибирская корона", Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 7 декабря 2004 года следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Сибирская корона" налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, за 2003 год, согласно которой подлежало уплате 546 423 рубля налога.

В ходе проверки было выявлено, что налоговая декларация, подлежащая представлению в срок до 30.03.04, фактически была представлена 02.04.04, т.е. с нарушением установленного срока.

Решением налоговой инспекции N02/02-301-1 от 30.06.04 ООО "Сибирская корона" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 27 321 рубля.

В связи с неуплатой ООО "Сибирская корона" налоговых санкций в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 июня 2004 года по делу NА19-20446/03-8 ООО "Сибирская корона" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Согласно статье 126 Федерального закона от 26.10.02 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) с момента открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Налоговая санкция, предусмотренная статьей 119 Кодекса, не является штрафом, начисляемым на задолженность должника.

В силу статьи 2 Кодекса властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 104 Кодекса установлено, что после вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.

Названная норма императивна и является специальной по отношению к нормам, установленным пунктом 4 статьи 11, пунктом 1 статьи 57, статьей 63, статьей 70 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Пунктом 1 статьи 115 Кодекса установлено, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Срок давности взыскания санкции является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Таким образом, государство в лице налогового органа вправе предъявить должнику требования по налоговым санкциям в рамках процесса о банкротстве с момента принятия судом решения о принудительном их взыскании с должника.

Следовательно, налоговая инспекция правомерно обратилась с заявлением о взыскании налоговых санкций независимо от процедуры банкротства, введенной на предприятии.

В связи с тем, что решение от 7 декабря 2004 года является законным и обоснованным, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 7 декабря 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-23570/04-24 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
      ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка