ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2004 года Дело N А35-1511/03-С26


[Суд апелляционной инстанции, оценив обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу
об отсутствии у истца права на обращение в суд с настоящим иском, вследствие отсутствия
законных оснований для возникновения у истца права хозяйственного ведения
в отношении спорного имущества]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от истца - Акульшина Ю.А., арбитражного управляющего (решение суда от 20.01.2002), Рябцева В.Г., адвоката (уд. N 34 от 18.01.2002, дов. от 02.04.2003); от ответчика - Полиной А.А. (дов. N 01-02/55 от 08.01.2004); от третьих лиц: 1) Правительство Курской области - Буториной Ю.А., дов. N 38/27-85; 2) ОГУП "Курскавтодор" - Гвоздевой Е.В. - дов. N 2-КАД от 20.08.2004; 3) Комитет по управлению имуществом Курской области - не явился, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОГУП "Курскдорсервис", г.Курск, на постановление апелляционной инстанции от 17.05.2004 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-1511/03-С26, установил:

Конкурсный управляющий областного государственного унитарного предприятия "Курскдорсервис" (далее - ОГУП "Курскдорсервис") Акульшин Ю.А., г.Курск, обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к Комитету по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Курской области, г.Курск, о признании недействительными соглашения об отступном от 03.01.2002, договор безвоздмездного пользования от 03.01.2002, и возвращении сторон в первоначальное положение, существовавшее до совершения сделок.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Курской области, Комитет по управлению имуществом Курской области (далее - КУМИ Курской области), г.Курск, ОГУП "Курскавтодор", г.Курск.

Решением Арбитражного суда Курской области от 29.01.2004 (судья ...) исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 17.05.2004 (судьи: ...) решение от 29.01.2004 отменено, в удовлетворении исковых требований ОГУП "Курскдорсервис" отказано.

В кассационной жалобе ОГУП "Курскдорсервис", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит постановление апелляционной инстанции отменить.

Представители истца в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы.

Представитель ответчика, третьих лиц - Правительства Курской области - в судебном заседании и Комитета строительства и эксплуатации автомобильных дорог в отзыве на кассационную жалобу просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Изучив материалы дела, выслушав представителей присутствующих сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная коллегия считает, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции следует оставить без изменения по следующим основаниям.

Судом первой инстанции установлено, в соответствии с постановлением Правительства Курской области N 255 от 15.10.99 "О создании областного государственного унитарного предприятия "Курскдорсервис" Комитету строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области было предписано выступить учредителем областного государственного унитарного предприятия "Курскдорсервис" и передать в хозяйственное ведение создаваемому ОГУП "Курскдоасервис" основные средства, приобретенные за счет средств территориального дорожного фонда.

В уставной фонд предприятия ответчиком были переданы по актам приема-передачи здание административно-бытового корпуса, автомойка, склад и две механические мастерские, расположенные по адресу: г.Курск, Магистральный проезд, 34а.

07.12.99 администрацией г.Курска зарегистрирован устав ОГУП "Курскдорсервис", утвержденный председателем Комитета строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области 07.12.99.

08.12.99 администрацией г.Курска было выдано свидетельство о государственной регистрации ОГУП "Курскдорсервис".

10.01.2002 Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области и ОГУП "Курскдорсервис" заключили договор N 2 на поставку продукции материально-технического назначения дорожным подразделениям. Общая сумма задолженности ОГУП "Курскдорсервис" перед Комитетом согласно акту сверки расчетов от 03.01.2002 составила 30884079 руб.

03.01.2002 вышеназванные стороны заключили соглашение об отступном, согласно которому ОГУП "Курскдорсервис" частично было освобождено от исполнения обязательства перед Комитетом строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области по договору N 2 от 10.01.2001 и по акту приема-передачи от 03.01.2002 передало в качестве отступного имущество, указанное в приложении N 1 к соглашению на общую сумму 11417778 руб.

03.01.2002 ОГУП "Курскдорсервис" и Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области заключили договор безвозмездного пользования, в соответствии с которым Комитет передал во временное безвоздмездное пользование ОГУП "Курскдорсервис" имущество, составляющее предмет соглашения об отступном от 03.01.2002.

26.06.2002 ТО ФСФО РФ по Курской области обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании ОГУП "Курскдорсервис" несостоятельным (банкротом).

Решением Арбитражного суда Курской области от 20.11.2002 по делу N А35-3048/02г ОГУП "Курскдорсервис" признано несостоятельным (банкротом).

В отношении ОГУП "Курсдорсервис" открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Акульшин Ю.А.

Ссылаясь на то, что соглашение об отступном от 03.01.2002 и договор безвоздмездного пользования от 03.01.2002 являются недействительными (ничтожными) сделками, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд апелляционной инстанции, оценив обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца права на обращение в суд с настоящим иском, вследствие отсутствия законных оснований для возникновения у истца права хозяйственного ведения в отношении спорного имущества.

В соответствии со ст.62 устава Курской области в ред. от 25.03.99 N 13-ЗКО и от 22.03.99 N 6-ЗКО, действовавшего на момент издания постановления Правительства Курской области от 22.09.99 N 42 "О наделении Комитета строительства и эксплуатации автомобильных дорог правами по распоряжению государственным имуществом области" и постановления Правительства Курской области от 15.10.99 N 255 "О создании областного государственного унитарного предприятия "Курскдорсервис", Правительство Курской области не имело полномочий по распоряжению и управлению имуществом, относящимся к собственности области, которыми оно было наделено ранее (абз.10 ст.58 устава в ред. Закона от 08.12.98).

Статья 95 устава действующей редакции определяет, что порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, составляющим собственность области, устанавливается законодательством РФ.

Согласно п.3.1 Типового положения о комитете по управлению имуществом области, обладающим правами и полномочиями территориального агентства Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, утвержденного Указом Президента РФ от 14.10.92 N 1231, исключительным правом распоряжаться государственным имуществом и заключать договоры о закреплении за предприятием государственного имущества на праве хозяйственного ведения обладает Комитет по управлением имуществом, передача указанных полномочий иным органам государственного управления и юридическим лицам недопустима.

На момент издания постановления Правительства Курской области от 22.09.99 N 242 действовало Положение об управлении имуществом, находящимся в государственной собственности Курской области, утвержденным решением Курской областной Думы от 02.02.95 N 24, согласно которому права собственника по управлению и распоряжению государственной собственностью области осуществляет администрация Курской области в лице Комитета по управлению имуществом, который закрепляет имущество, являющееся государственной собственностью, на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием.

Положение о Комитете по управлению имуществом, утвержденное постановлением Правительства Курской области N 92 от 18.03.99, также устанавливало исключительное право Комитета по управлению имуществом распоряжаться государственным имуществом.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд апелляционной инстанции правомерно определил, что постановление Правительства Курской области от 22.09.99 N 242 "О наделении комитета строительства и эксплуатации автомобильных дорог правами по распоряжению государственным имуществом области" и постановление Правительства Курской области от 15.10.99 N 255 "О создании областного государственного унитарного предприятия "Курскдорсервис" противоречат порядку распоряжения имуществом, составляющим собственность области, установленному на тот период законодательства РФ и области.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.

В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст.287 ч.1 п.1; 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Курской области от 17.05.2004 по делу N А35-1511/03-С26 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка