• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2004 года Дело N А48-2938/04-19


[В соответствии с п.2 ч.1 ст.235 НК РФ члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям и признаются плательщиками единого социального налога, следовательно, для целей налогообложения глава фермерского хозяйства приравнивается к индивидуальным предпринимателям и обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от плательщика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Сосковском районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 30.06.2004 (судья ...) по делу N А48-2938/04-19, установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Сосковском районе Орловской области (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о взыскании с главы крестьянско-фермерского хозяйства Немкова Н.А. страховых взносов в виде фиксированного платежа в сумме 1800 рублей, а также 129 рублей пени.

Решением суда от 30.06.2004 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе орган пенсионного страхования просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене.

Как видно из материалов дела, согласно постановления администрации Сосковского района Орловской области от 28.09.92 N 95 зарегистрировано крестьянско-фермерское хозяйство Немкова Н.А.

Установив наличие задолженности по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа, в адрес главы КФХ Немкова Н.А. Учреждением направлены требование от 15.01.2004 N 43 об уплате в сумме 1800 рублей взносов за период с 01.01.2003 по 01.01.2004, а также требование от 08.12.2003 N 115 об уплате 129 руб. пени.

Неуплата в добровольном порядке задолженности и пени послужила основанием для обращения Управления в суд с вышеуказанным требованием.

Отказывая в удовлетворении заявления о взыскании страховых взносов и пени суд первой инстанции исходил из того, что так как КФХ Немкова Н.А. образовано до введения в действие ГК РФ, то согласно ч.2 ст.9 Закона РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" приобрело статус юридического лица, который на основании принятого позже Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" вправе сохранять на период до 1 января 2010 года, а поскольку глава хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован, то оснований для взыскания страховых взносов не имеется.

Кассационная инстанция с указанными выводами не согласна по следующим основаниям.

Положениями ст.23 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения в действие части 1 ГК РФ, является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Пунктом 3 ст.1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010 (п.3 ст.23 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском хозяйстве)", а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Согласно ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 п.3 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств, а согласно ч.2 указанной статьи право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного бонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Согласно п.2 ч.1 ст.235 Налогового кодекса РФ члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям и признаются плательщиками единого социального налога.

Следовательно, для целей налогообложения глава фермерского хозяйства приравнивается к индивидуальным предпринимателям и обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.

Кроме того, в соответствии с п.9 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 28.02.95 N 2/1 крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом.

Таким образом, независимо от того, в какой форме крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность (крестьянские (фермерские) хозяйства с правами юридического лица и без образования юридического лица), главы и члены хозяйств уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в установленном порядке.

Поскольку по существу спор в суде первой инстанции рассмотрен не был, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ч.1 ст.288, ст.289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 30.06.2004 по делу N А48-2938/04-19 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дал его принятия.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А48-2938/04-19
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 29 октября 2004

Поиск в тексте