ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2003 года Дело N А65-8776/2002-СА3-8


[Суд признал недействительным решение налоговой инспекции о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, указав, что финансирование на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий для инвалидов является целевым, и признав полученные заявителем денежные средства не выручкой, подлежащей налогообложению]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., с участием представителей сторон: от истца - Калмыков В.П., доверенность от 15 января 2003 года; от ответчика - Кузнецова Т.В., доверенность N 12/08 от 4 января 2003 года, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Казани, г.Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 сентября 2002 года (судья ...) и постановление апелляционной инстанции того же суда от 8 января 2003 года (председательствующий судья ..., судьи: …) по делу N А65-8776/2002-СА3-8 по иску государственного унитарного предприятия "Казанское протезно-ортопедическое предприятие", г.Казань, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Казани, г.Казань, о признании недействительным решения N 226/02 от 13 мая 2002 года, по докладу судьи …, установил:

Государственное унитарное предприятие "Казанское протезно-ортопедическое предприятие" (далее - ГУП "Казанское протезно-ортопедическое предприятие") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г.Казани N 226/02 от 13 мая 2002 года о взыскании суммы неполностью уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за 1999-2000 гг. в размере 667127 руб., пени в сумме 311569 руб., штрафа в размере 133425 руб. в соответствии с пунктом 1 статьи 122 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и 15000 руб. в соответствии с пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 сентября 2002 года исковые требования удовлетворены в полном объеме, решение налоговой инспекции N 226/02 от 13 мая 2002 года признано недействительным.

Постановлением апелляционной инстанции от 8 января 2003 года решение суда первой инстанции от 24 сентября 2002 года оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г.Казани обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в иске ГУП "Казанское протезно-ортопедическое предприятие" отказать.

По мнению заявителя жалобы, истец является коммерческой организацией, выполняющей заказ на изготовление протезно-ортопедической продукции на основе договора с Министерством социальной защиты населения Республики Татарстан. Кроме того, судебными инстанциями не было установлено, что истец является государственным учреждением, финансируемым бюджетом. Поскольку статус истца не был судом установлен, оснований для удовлетворения иска не имелось.

Отзыв на кассационную жалобу ГУП "Казанское протезно-ортопедическое предприятие" в суд кассационной инстанции представлен не был.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав мнения представителей сторон, проверив законность вынесенных по делу судебных актов в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает кассационную жалобу подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, решением N 226/02 от 13 мая 2002 года Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г.Казани привлекла ГУП "Казанское протезно-ортопедическое предприятие" к налоговой ответственности за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в результате занижения налоговой базы и неправильное исчисление данного налога за 1999 год в сумме 63192 руб., за 2000 год в сумме 70233 руб.

Правонарушение выражено в том, что ГУП "Казанское протезно-ортопедическое предприятие" не является бюджетным учреждением, источником финансирования имущества налогоплательщика являются доходы, получаемые от реализации протезно-ортопедической продукции (акт проверки от 12 апреля 2002 года).

Следовательно, предприятие неправомерно пользовалось льготой по налогу на пользователей автомобильных дорог, предусмотренной пунктом 3 статьи 5 Закона Республики Татарстан "О дорожном фонде в Республике Татарстан" от 26 декабря 1991 года N 1368-ХII.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1254 от 14 ноября 1999 года "О порядке финансирования расходов, связанных с обеспечением отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение, транспортными средствами, с выплатой им денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание, а также расходов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий для инвалидов" финансирование расходов, производимых в соответствии с Положением о финансировании расходов, связанных с обеспечением отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение, транспортными средствами, с выплатой им денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание, а также расходов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий для инвалидов, утвержденным вышеназванным постановлением, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год, и является строго целевым.

Поскольку финансирование на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий для инвалидов является целевым, судебными инстанциями обоснованно признаны полученные денежные средства истцом не выручкой, подлежащей налогообложению.

Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой.

Выводы решения налоговой инспекции о том, что истец не является бюджетной организацией и не имеет права на льготу по налогу на пользователей автомобильных дорог, не доказывают факт налогового правонарушения.

В акте нет ссылки на договора, на основании которых выявлено получение истцом выручки, нет ссылки на прейскурант цен, по которым реализуются протезно-ортопедические изделия, кем эти цены устанавливаются и можно ли признать эти цены выручкой.

Решением от 13 мая 2002 года N 226/02 налоговой инспекцией на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за грубое нарушение правил учета доходов и расходов за 1999-2000 гг. на истца наложен штраф в размере 15000 руб. Штраф наложен за неправильное списание затрат на содержание арендованного в 2000 году у Набережно-Челнинского центра реабилитации инвалидов помещения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Однако в исковом заявлении истец не заявлял требования и не оспаривал пункт 1.2 решения налоговой инспекции N 226/02 от 13 мая 2002 года. Следовательно, в этой части кассационная жалоба налоговой инспекции подлежит удовлетворению.

На основания изложенного, руководствуясь статьями 287 (пункт 2), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 сентября 2002 года и постановление апелляционной инстанции того же суда от 8 января 2003 года по делу N А65-8776/2002-СА3-8 отменить в части признания пункта 1.2 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г.Казани N 226/02 от 13 мая 2002 года недействительным. Дело в этой части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Татарстан в том же составе суда.

Кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г.Казани удовлетворить частично.

В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 сентября 2002 года и постановление апелляционной инстанции того же суда от 8 января 2003 года по делу N А65-8776/2002-СА3-8 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Текст документа сверен по:

рассылка