• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2005 года Дело N А13-10277/04-20


[Кассационная инстанция отменила состоявшиеся судебные акты в части взыскания с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу предпринимателя расходов, понесенных им в связи с предоставлением гражданам льгот на основании Закона N 181-ФЗ, направила дело на новое рассмотрение, поскольку доказательства, подтверждающие факт предоставления льгот и несение истцом расходов в указанном им размере, в деле отсутствуют]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кирилловой И.И., судей: Афанасьева С.В. и Сосниной О.Г., рассмотрев 21.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 02.12.2004 (судья Романова А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 21.01.2005 (судьи: Козлова С.В., Левичева С.А., Шумилова Л.Ф.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10277/04-20, установил:

Предприниматель Громцев Олег Сергеевич, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Аппарату районного собрания Шекснинского района (далее - Собрание) о взыскании 81700 рублей расходов, понесенных в результате предоставления гражданам Шекснинского района в 2002 и 2003 годах льгот по оплате проезда, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ), Законом Вологодской области от 01.02.2000 N 462-ОЗ "О социальной защите граждан, выполнявших в период прохождения военной и специальной службы задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, и ветеранов боевых действий" (далее - Закон N 462-ОЗ), Законом Вологодской области от 04.01.2002 N 746-ОЗ "Об установлении льгот отдельным категориям пенсионеров" (далее - Закон N 746-ОЗ).

Определением от 12.10.2004 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Вологодской области (далее - Минфин) и Департамент финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов).

Определением от 02.11.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент труда и социального развития Вологодской области.

Решением от 02.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.01.2005, с Департамента финансов за счет казны Вологодской области взыскано 61088 руб. 11 коп., с Минфина за счет казны Российской Федерации взыскано 18057 руб. 13 коп., в остальной части иска и в иске к Собранию отказано.

В кассационной жалобе Минфин, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление в части взыскания с Минфина 18057 руб. 13 коп., принять новый судебный акт, отказав в иске к Минфину.

Податель жалобы ссылается на наличие у Вологодской области неизрасходованного остатка средств, предназначенных для возмещения расходов предприятий, предоставляющих льготы в соответствии с Законом N 181-ФЗ, и полагает, что Минфин полностью выполнил свои бюджетные обязательства по данному закону.

Участники процесса извещены о времени и месте рассмотрения дела, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Громцев О.С. в 2002-2003 годах осуществлял пассажирские перевозки в Шекснинском районе на основании лицензии.

Оказывая данный вид услуг, предприниматель предоставлял льготы по оплате проезда ряду категорий граждан на основании вышеназванных федеральных и областных законов, в связи с чем, как полагает истец, он понес расходы в сумме 81700 рублей, которые не были ему возмещены, что послужило основанием для настоящего иска.

Судом первой инстанции установлено, что фактические расходы истца по предоставлению льгот по оплате проезда составили 79145 руб. 24 коп., в том числе по Закону N 5-ФЗ - 52734 руб. 59 коп., по Закону N 181-ФЗ - 18057 руб. 13 коп., по Закону N 462-ОЗ - 514 руб. 13 коп. и по Закону N 746-ОЗ - 7839 руб. 39 коп.

В соответствии со статьей 4 Закона N 746-ОЗ и статьей 5 Закона N 462-ОЗ финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных льгот, предусмотренных данными законами, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Согласно части второй статьи 10 Закона N 5-ФЗ расходы на реализацию льгот по оплате проезда на всех видах городского транспорта общего пользования пригородных и междугородных маршрутов возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, требования истца о компенсации ему расходов, возникших в связи с реализацией Законов N 5-ФЗ, N 746-ОЗ и N 462-ОЗ, в сумме 61088 руб. 11 коп. правомерно удовлетворены за счет казны Вологодской области.

Также правомерно судом отказано в иске к Собранию.

В соответствии со статьей 4 Закона N 181-ФЗ установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

Согласно статье 30 данного Закона инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения. Источник финансирования указанной льготы законом не определен.

Поскольку данная льгота установлена федеральным законом, суд обеих инстанций сделал правомерный вывод о том, что расходы истца, понесенных им в связи с реализацией Закона N 181-ФЗ, должны быть возмещены за счет средств федерального бюджета.

Минфин полагает, что суд необоснованно взыскал 18057 руб. 13 коп. расходов за счет казны Российской Федерации, и указывает на наличие остатка средств, выделенных Вологодской области на эти цели из Фонда компенсаций, и на полное выполнение Минфином своих бюджетных обязательств.

Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона N 181-ФЗ (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536.

В соответствии с Порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение этих средств осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.

Судом установлено, что все средства, перечисленные Вологодской области из Фонда компенсаций в 2002 и 2003 годах, распределены по муниципальным образованиям.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что за Вологодской областью числится остаток средств федерального бюджета, и о наличии подобного остатка на счете Шекснинского района.

Наличие остатка средств федерального бюджета, находящихся в других муниципальных образованиях, в данном случае не может являться основанием для отказа во взыскании расходов истца за счет федерального бюджета.

В Порядке не содержится указания на то, что Департамент финансов вправе перераспределить эти средства, изъяв их из муниципальных образований, где имеются такие остатки федеральных бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 11 Порядка недоиспользованные средства субсидий направляются как на погашение задолженности перед получателями этих средств, так и на текущие расходы.

Данных о нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета Вологодской области, Минфином не представлено.

Довод Минфина о том, что он свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот, выполнил, правомерно отклонен судом первой и апелляционной инстанций, поскольку Минфином не представлено доказательств выделения Вологодской области из федерального бюджета субсидий на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере.

Однако размер понесенных истцом расходов на сумму 18057 руб. 13 коп. в связи с предоставлением льгот по оплате проезда инвалидов на основании Закона N 181-ФЗ судом первой инстанции установлен, как указано в решении, на основании акта сверки, составленного истцом и Финансовым управлением Шекснинского муниципального района.

Иных доказательств расходов истца на сумму 18057 руб. 13 коп., кроме названного акта, в деле нет и судом первой инстанции не исследовано.

Акт, составленный истцом и иным лицом, не являющимся представителем Минфина, не может являться доказательством наличия у Минфина долга на указанную сумму.

При таких обстоятельствах суду следовало установить, какими доказательствами подтвержден размер задолженности Минфина перед истцом.

Поскольку существенные для дела обстоятельства не установлены судом первой инстанции, кассационная инстанция лишена возможности принять новое решение или согласиться с выводами суда о необходимости удовлетворения иска в этой части, в связи с чем судебные акты в части взыскания долга с Минфина подлежат отмене с направлением дела в этой части на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суд должен учесть изложенное, проверить, доказаны ли требования истца по размеру произведенных им расходов, и установить, какими доказательствами подтверждены эти расходы, в зависимости от чего решить вопрос об обоснованности исковых требований, предъявленных на основании Закона N 181-ФЗ.

В остальной части решение и постановление должны быть оставлены без изменения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 02.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.01.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10277/04-20 отменить в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу предпринимателя Громцева Олега Сергеевича 18057 руб. 13 коп. в возмещение расходов в связи с предоставлением льгот.

Передать дело в этой части на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части решение и постановление оставить без изменения.

     Председательствующий
И.И.Кириллова

Судьи:
С.В.Афанасьев
О.Г.Соснина

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А13-10277/04-20
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 23 марта 2005

Поиск в тексте