• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2005 года Дело N А13-9900/04-11


[Суд признал правомерным привлечение предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, так как установил, что предприниматель в установленный срок не сдал сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Блиновой Л.В., судей: Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В., рассмотрев 15.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде на решение от 28.09.2004 (судья Осокина Н.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 19.11.2004 (судьи: Богатырева В.А., Виноградова Т.В., Логинова О. П.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9900/04-11, установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с предпринимателя Репницыной Светланы Михайловны 180 руб. штрафа за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании решения Управления фонда от 23.04.2004 N 110-211.

Решением суда от 28.09.2004 заявление Управления фонда удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.11.2004 решение суда от 28.09.2004 оставлено без изменений.

В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты.

В отзыве на кассационную жалобу Управление фонда просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Репницына С.М. зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, администрацией города Вологды (свидетельство от 09.09.2002 N 33235) в качестве страхователя в Управлении фонда.

Управлением фонда составлен акт камеральной проверки от 05.04.2004 N 11211 и вынесено решение от 23.04.2004 N 110-211 о привлечении предпринимателя к ответственности в виде взыскания 180 руб. штрафа, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). Предпринимателю также направлено требование от 23.04.2004 N 11-211 об уплате штрафных санкций, которое ею в добровольном порядке не исполнено.

Управление фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа. Заявитель считает, что предприниматель в установленный законом срок не представил сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, могут выступать страхователи или физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

Понятия "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы" приведены законодателем в статье 1 Закона N 27-ФЗ. В силу данной нормы к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Таким образом, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предприниматель как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть отнесен и к категории страхователей, и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии у предпринимателя наемных работников, которым Репницына С.М. производит выплаты. На такие доказательства не ссылается также и Управление фонда.

В данном случае, при отсутствии застрахованных лиц, предприниматель не может быть привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, как страхователь.

В силу пункта 1 статьи 10 Закона N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 Закона, в следующем порядке: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сроки, устанавливаемые Пенсионным фондом Российской Федерации; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 названного Закона; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

При этом при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, соответствующие сведения представляются предпринимателем в течение месяца со дня изменения указанных сведений; в остальных случаях срок для представления сведений не установлен (пункт 2 статьи 10 Закона N 27-ФЗ).

Доказательства, свидетельствующие об изменении сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете Репницыной С.М., в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет также следующие сведения о страховых взносах и страховом стаже: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ). Подпунктом 10 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет сведения о включаемых в трудовой стаж периодах работы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке (абзац введен Федеральным законом от 31.12.2002 N 198-ФЗ).

Согласно статье 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Конституцией Российской Федерации (статья 115) установлено, что Правительство Российской Федерации издает постановления на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.97 N 318 была утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в которую были внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422.

Правительство Российской Федерации, утверждая Инструкцию, действовало в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", а также статьей 19 Закона N 27-ФЗ. Правительство Российской Федерации вправе было установить в Инструкции срок представления сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

Пунктом 38 названной Инструкции установлен срок представления застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа - до 1 марта ежегодно.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации (пункт 2).

Постановления Правительства N 318 и N 422 опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации и "Российской газете".

Постановление Правительства является нормативным актом, опубликованным в установленном порядке, поэтому доводы жалобы о том, что оно не подлежит применению, являются несостоятельными.

Следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал, что срок представления в Пенсионный фонд Российской Федерации обязательных сведений физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы - до 1 марта ежегодно, и признал правомерным привлечение предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает решение и постановление законными и обоснованными. Оснований для их отмены не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины относятся за счет заявителя.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 28.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 19.11.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9900/04-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя Репницыной Светланы Михайловны - без удовлетворения.

     Председательствующий
Л.В.Блинова

Судьи:
Н.Н.Малышева
Д.В.Хохлов

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А13-9900/04-11
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 15 марта 2005

Поиск в тексте