ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2005 года Дело N А56-26537/04


[В установленный статьей 176 НК РФ срок ИФНС не приняла решения о возврате обществу НДС, при этом камеральные проверки уточненных деклараций налоговым органом не проводились, необходимые документы в обоснование заявленных вычетов у налогоплательщика не истребовались, поэтому суд правомерно признал незаконным бездействие налогового органа и обязал возместить заявленную сумму налога]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Дмитриева В.В., судей: Зубаревой Н.А., Троицкой Н.В., при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Профиль" Швец М.Г. (доверенность от 02.03.2005), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга Сидорова А.В. (доверенность от 27.01.2005 N 17/1078), рассмотрев 22.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение от 25.08.2004 (судья Захаров В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 20.12.2004 (судьи: Звонарева Ю.Н., Цурбина С.И., Спецакова Т.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-26537/04, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Профиль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга; далее - Инспекция), выразившегося в невозврате Обществу налога на добавленную стоимость за ноябрь, декабрь 2001 года и январь-июнь 2002 года в общей сумме 6606949 руб., а также об обязании Инспекции возместить налогоплательщику 6588449 руб. налога путем возврата на его расчетный счет и 18500 руб. - путем зачета.

Решением суда от 25.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.12.2004, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что Общество не подтвердило правомерность применения налоговых вычетов в общей сумме 6606949 руб., заявленных в уточненных декларациях по налогу на добавленную стоимость за ноябрь, декабрь 2001 года и январь-июнь 2002 года, а следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для возврата налога.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 29.01.2004 Общество представило в Инспекцию уточненные декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь, декабрь 2001 года и январь-июнь 2002 года. В декларациях Общество предъявило к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации. Общая сумма налоговых вычетов, заявленных в указанных декларациях, составила 6606949 руб.

Одновременно налогоплательщик представил в Инспекцию заявления о возврате предъявленных к вычету сумм налога.

Поскольку Инспекция в установленный статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срок не возвратила заявителю 6606949 руб. налога на добавленную стоимость, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате указанной суммы налога, и обязании Инспекции возместить налог.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, указав на то, что налогоплательщик подтвердил правомерность применения спорной суммы налоговых вычетов.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ).

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

В пункте 1 статьи 176 НК РФ указано, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями названной статьи.

Согласно пункту 2 статьи 176 НК РФ указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пеней, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.

В соответствии с пунктом 3 статьи 176 НК РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 29.01.2004 налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлениями о возврате сумм налога, заявленных к вычету в уточненных декларациях по налогу на добавленную стоимость за ноябрь, декабрь 2001 года и январь-июнь 2002 года. Однако в установленный статьей 176 НК РФ срок Инспекция не приняла решения о возврате Обществу сумм налога.

При этом камеральные проверки уточненных деклараций налоговым органом не проводились, необходимые документы в обоснование заявленных вычетов у налогоплательщика не истребовались, решения об отказе в возмещении Обществу сумм налога на добавленную стоимость за ноябрь, декабрь 2001 года и январь-июнь 2002 года Инспекцией также не принимались.

В подтверждение правомерности предъявления к вычету спорной суммы налога на добавленную стоимость Общество в ходе разбирательства по делу представило в суд счета-фактуры, накладные, грузовые таможенные декларации, платежные поручения, выписки банка, выписки по счету 41, договоры поставки, книгу продаж.

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции налоговый орган не заявил каких-либо возражений по представленным налогоплательщиком документам.

Факт подачи заявителем первоначальных налоговых деклараций Инспекцией не оспаривается и подтверждается материалами дела, в том числе актом выездной налоговой проверки Общества от 07.12.2004. Камеральные проверки этих деклараций налоговым органом также не проводились.

Выездная налоговая проверка соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах проведена после вынесения судом первой инстанции решения по данному делу, а следовательно, результаты этой проверки не могут повлиять на оценку законности оспариваемых судебных актов по настоящему спору.

Таким образом в суды первой и апелляционной инстанции доказательств недобросовестности Общества при реализации права на применение налоговых вычетов налоговым органом не представлено.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате Обществу 6606949 руб. налога на добавленную стоимость, и обязали Инспекцию возместить ему указанную сумму налога, в связи с чем не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 25.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 20.12.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-26537/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

     Председательствующий
В.В.Дмитриев

Судьи:
Н.А.Зубарева
Н.В.Троицкая

Текст документа сверен по:

рассылка