• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2004 года Дело N Ф04/1449-399/А45-2004


[Отказав в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение, поскольку пришел к выводу об отсутствии оснований для признания бездействия должностных лиц налогового органа незаконным и перерасчета и уменьшения размеров пеней, начисленных на суммы задолженности по обязательным платежам во внебюджетные фонды]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: ..., при участии в заседании: представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Производственно-техническая компания - 30", г.Новосибирск, на решение от 14.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 16.12.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10335/03-СА40/436 по заявлению открытого акционерного общества "Производственно-техническая компания - 30", г.Новосибирск, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г.Новосибирска, г.Новосибирск, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика - Новосибирского областного Фонда обязательного медицинского страхования, г.Новосибирск, и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.Новосибирска, установил:

Открытое акционерное общество "Производственно-техническая компания - 30", г.Новосибирск (далее - ОАО "ПТК-30") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г.Новосибирска, (далее - инспекция), с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика - Новосибирского областного Фонда обязательного медицинского страхования, г.Новосибирск (далее - областной ФОМС), и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.Новосибирска (далее - Управление ПФ РФ) о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в отказе перерасчета задолженности по пени в государственные внебюджетные фонды, и обязании инспекции уменьшить размер пени по начисленным взносам в государственные внебюджетные фонды на общую сумму 3641622,64 рублей.

Решением арбитражного суда от 14.10.2003 (судья ...) отказано в удовлетворении заявленных требований. Арбитражный суд исходил из того, что отказ инспекции произвести перерасчет пени, начисленных истцу по обязательным платежам во внебюджетные фонды до 01.01.2001, является обоснованным.

Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 16.12.2003 (судьи: ...) решение арбитражного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО "ПТК-30" просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права - статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и пенсионного законодательства Российской Федерации, указывая, что налоговые органы являются контролирующим органом, в том числе и по задолженности во внебюджетные фонды.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить без изменения судебные акты, указывая, что арбитражный суд при рассмотрении дела правильно применил нормы материального права.

Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, не находит основания для отмены принятых по делу судебных актов.

Как следует из материалов дела, ОАО "ПТК-30" составило и подписало акты сверок по недоимкам платежей с Управлением ПФ РФ по состоянию на 16.01.2001 - 22.01.2001 и с областным ФОМС по состоянию на 16.01.2001 - 05.02.2001. Акты сверок подписаны плательщиком без возражений, за перерасчетом пени в органы внебюджетных фондов при составлении актов сверок задолженностей плательщик также не обращался.

ОАО "ПТК-30" обратилось в областной ФОМС, Управление ПФ РФ и в инспекцию - с письмами о перерасчете пени, начисленных по внебюджетным платежам за период с 01.01.99 по 18.08.99, с целью приведения их в соответствие с действовавшей в тот период редакцией статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что сумма пени не может превышать неуплаченной суммы налога.

Указанные органы отказали в перерасчете пени.

ОАО "ПТК-30", считая, что отказ инспекции не соответствует нормам действующего законодательства, а также затрагивают его права и законные интересы как налогоплательщика, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказав в удовлетворении требований ОАО "ПТК-30", арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение.

Статьей 8 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции от 09.07.99) предусмотрено, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.99, но не взысканные с налогоплательщиков к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, взыскиваются с них в размерах, начисленных на 01.01.99, но не более неуплаченной суммы налога. Данное положение соответствовало статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции от 31.07.98.

Указанное ограничение действует в период с 01.01.99 до вступления в силу Федерального закона N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ", т.е. до 16.08.99. Аналогичное правило закреплено в приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.09.99 N АП-3-09/290, которым утвержден Порядок перерасчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам.

В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации взносы в государственные социальные внебюджетные фонды отнесены к федеральным налогам и сборам. Статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ установлено, что впредь до введения в действие статей 13, 14, 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетные фонды, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются.

В указанных статьях взносы во внебюджетные фонды в качестве налоговых платежей не названы. В связи с тем, что данным Законом не установлены тарифы, порядок уплаты страховых взносов, последние отнесены к самостоятельному сбору и регулируются отдельными законодательными актами по внебюджетным фондам.

Принятые Федеральным законом РФ от 09.07.99 N 154-ФЗ в статью 9 НК РФ дополнения и введение статьи 34-1 НК РФ, а также внесенные Федеральным законом РФ N 155-ФЗ от 09.07.99 изменения, установленный специальными нормативными актами по государственным социальным внебюджетным фондам порядок взыскания недоимки и пеней по страховым взносам не отменили и не изменили.

Согласно статье 9 НК РФ (в редакции от 09.07.99) органы государственных внебюджетных фондов включены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Их полномочия по налоговому контролю, приведенные в статье 34.1 НК РФ, определены в отношении мероприятий, проведение которых предусмотрено настоящим Кодексом.

Однако право органов внебюджетных фондов на взыскание недоимки и пеней по страховым взносам, а также порядок их взыскания в спорный период были установлены специальными нормативными актами по внебюджетным фондам. Следовательно, распространять действие Налогового кодекса Российской Федерации на отношения рассматриваемого периода как регулируемые специальным законодательством неправомерно.

Согласно статье 7 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в статью 19 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" внесено изменение - в перечень федеральных налогов включен единый социальный налог (взнос), и, следовательно, с момента вступления в законную силу Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, т.е. с 01.01.2001, отпали ограничения, предусмотренные статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ.

Данное положение закреплено в абзаце 1 статьи 10 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, предусматривающем, что недоимки (задолженность по уплате налогов и взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ), образовавшиеся на 01.01.2001, и соответствующие пени исчисляются и уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй НК РФ, а по задолженности, образовавшейся после 01.01.2001, пени исчисляются и уплачиваются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, положения статьи 8 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ не могут быть распространены на порядок уплаты пени по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и ФОМС РФ в спорном периоде. Не могут быть применены и нормы статьи 5 НК РФ об обратной силе закона, поскольку порядок взыскания недоимки и пени на момент вступления в законную силу Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ установлен непосредственно самим законом.

Таким образом, арбитражный суд правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания бездействия должностных лиц налогового органа незаконным и перерасчета и уменьшения размеров пени, начисленных на суммы задолженности по обязательным платежам во внебюджетные фонды за период с 01.01.99 по 18.08.99.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение от 14.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 16.12.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10335/03-СА40/436 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: Ф04/1449-399/А45-2004
А45-10335/03-СА40/436
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 24 марта 2004

Поиск в тексте