ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 января 2005 года Дело N Ф04-9392/2004(7694-А45-27)


[Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно указали на то, что, поскольку доказательства, свидетельствующие о наличии наемных работников, истцом не представлены, предприниматель не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной ст.17 Закона N 27-ФЗ]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: ..., при участии: стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Новосибирска на решение от 02.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12664/04-СA39/679 по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Новосибирска к предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица Шелудченко Николаю Павловичу, установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Новосибирска (далее по тексту - ГУ - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Шелудченко Николая Павловича штрафных санкций на основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.01.96 N 27-ФЗ (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 180 рублей.

Решением арбитражного суда от 02.09.2004 (судья ...), оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2004 (судьи: ...), в удовлетворении заявленных требований отказано.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, судебные инстанции исходили из того, что состава правонарушения в действиях предпринимателя не усматривается, так как срок представления сведений в отношении физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы законом не установлен.

В кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, судом не учтено то обстоятельство, что срок представления в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений, указанных в пункте 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, для лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, установлен Инструкцией о порядке ведения индивидуального учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.97 N 318.

Отзыв на кассационную жалобу Шелудченко Н.П. не представлен.

Кассационная инстанция в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, изложенных в жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, ГУ - Управление Пенсионного фонда вынесено решение N 331 от 21.06.2004 о привлечении Шелудченко Н.П. к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 180 рублей штрафа. Предпринимателю направлено требование от 21.06.2004 N 331 об уплате штрафных санкций. Орган Пенсионного фонда Российской Федерации считает, что предприниматель не сдал сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

В связи с тем, что предприниматель не уплатил штраф в добровольном порядке, ГУ - Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд.

Кассационная инстанция поддерживает выводы суда первой и апелляционной инстанций исходя из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, согласно приведенной правовой норме субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, могут выступать страхователи или физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

Определения понятий "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы" даны законодателем в статье 1 Закона N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Следовательно, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте. Из формулировки пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ следует, что действие этого пункта распространяется только на страхователей, имеющих наемных работников.

Вместе с тем судебные инстанции обоснованно указали на то, что, поскольку доказательства, свидетельствующие о наличии наемных работников, ГУ - Управление Пенсионного фонда не представлены, предприниматель не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.

Пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определен перечень сведений, которые должны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ). Срок представления сведений данной категорией лиц законом не установлен. У суда отсутствуют основания распространять срок представления сведений (не позднее первого марта), установленный для страхователей, имеющих наемных работников, на физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Кассационная инстанция усматривает противоречия в правовой позиции Управления фонда. С одной стороны, размер штрафа (180 рублей) рассчитан органом Пенсионного фонда Российской Федерации исходя из размера фиксированных платежей, уплачиваемых в минимальном размере. С другой стороны, заявителем применен срок представления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, установленный для страхователей, имеющих наемных работников.

При таких обстоятельствах Управление фонда неправомерно привлекло предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение от 02.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12664/04-СА39/679 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка