ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2005 года Дело N А56-35047/04


[Общество представило в налоговый орган декларацию по целевому сбору на нужды образовательных учреждений с нарушением срока, т.о., в действиях ответчика имеется состав правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 119 НК РФ]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кирейковой Г.Г., судей: Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., рассмотрев 12.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2004 по делу N А56-35047/04 (судья Саргин А.Н.), установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (в настоящее время Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области, далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Василиса" (далее - Общество) 100 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление налогоплательщиком декларации по сборам на нужды образовательных учреждений за 9 месяцев 2003 года.

Решением суда от 11.11.2004 Инспекции отказано в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 11.11.2004, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что Общество является плательщиком сбора на нужды образовательных учреждений и обязано своевременно представлять соответствующие декларации в налоговый орган в соответствии с положениями Закона Ленинградской области от 11.07.2002 N 26-ОЗ "О сборе на нужды образовательных учреждений" (далее - Областной закон).

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения от 11.11.2004 проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки представленной Обществом 22.03.2004 "расчетной ведомости" по целевому сбору на нужды образовательных учреждений за 9 месяцев 2003 года Инспекция установила нарушение налогоплательщиком предусмотренного законодательством срока представления декларации (расчета) по этому сбору.

Решением налогового органа от 05.05.2004 N 93 Общество привлечено к ответственности в виде взыскания 100 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление этой декларации.

В требовании от 05.05.2004 N 973 Инспекция предложила налогоплательщику перечислить налоговые санкции в бюджет в срок до 17.05.2004.

Поскольку Общество не уплатило штраф в добровольном порядке, налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции посчитал, что нормами налогового законодательства разграничены понятия "налог" и "сбор", а возможность отнесения расчета по целевому сбору на нужды образовательных учреждений к налоговой декларации заявитель не обосновал, Общество неправомерно привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ.

Кассационная инстанция считает вывод суда ошибочным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 названной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Как следует из статьи 23 НК РФ, налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" сбор на нужды образовательных учреждений относится к налогам субъектов Российской Федерации и устанавливается в соответствии с пунктом 2 названной нормы законодательными актами республик в составе Российской Федерации, решениями органов государственной власти краев, областей и автономных округов.

На территории Ленинградской области этот сбор введен Областным законом.

Статьей 1 названного Закона установлено, что плательщиками сбора на нужды образовательных учреждений (далее - налогоплательщики) в соответствии с Областным законом являются организации всех организационно-правовых форм, расположенные на территории Ленинградской области (включая организации с иностранными инвестициями), а также организации, зарегистрированные в других субъектах Российской Федерации, но осуществляющие деятельность на территории Ленинградской области через свои обособленные подразделения.

В силу статьи 9 Областного закона налогоплательщики представляют в налоговые органы ежеквартальный расчет суммы сбора на нужды образовательных учреждений в сроки, установленные для представления квартальных и годового бухгалтерских балансов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Из пункта 1 статьи 80 НК РФ следует, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В силу пункта 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Представленная налогоплательщиком "расчетная ведомость" соответствует определению понятия "налоговая декларация", содержащемуся в статье 80 НК РФ. В ней указаны сведения о налоговой базе, из которой исчислен сбор, а также сумма сбора. Поскольку положениями Областного закона не предусмотрено внесение авансовых платежей, сумма сбора определяется за налоговый период (месяц) на основе налоговой базы (годовой фонд заработной платы работников Общества) с применением установленной ставки, такая "расчетная ведомость" признается декларацией, в связи с чем основания для освобождения налогоплательщика от ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ отсутствуют.

Материалами дела подтверждается, что Общество 22.03.2004 представило в налоговый орган декларацию по целевому сбору на нужды образовательных учреждений за 9 месяцев 2003 года (при сроке представления не позднее 30.10.2003).

Таким образом, в действиях ответчика имеется состав правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 11.11.2004 подлежащим отмене, а штраф - взысканию с Общества.

При этом с ответчика в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует взыскать государственную пошлину, исчисленную по правилам, установленным статьей 333.21 НК РФ, то есть в размере 1500 руб. (500 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 1000 руб. - в кассационной).

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2004 по делу N А56-35047/04 отменить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Василиса" в доход федерального бюджета 100 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской федерации.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Василиса" 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

     Председательствующий
Г.Г.Кирейкова

Судьи:
А.В.Асмыкович
Л.И.Корабухина

Текст документа сверен по:

рассылка