• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 апреля 2005 года Дело N А56-18695/04


[Суд признал недействительным решение ИМНС о привлечении больницы к налоговой ответственности, так как сделал вывод о том, что моргами больницы оказываются услуги, освобожденные от обложения НДС на основании пп.8 п.2 ст.149 НК РФ]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Дмитриева В.В., судей: Клириковой Т.В., Троицкой Н.В., при участии: от муниципального учреждения здравоохранения "Сланцевская центральная районная больница" Фурман Е.А. (доверенность от 04.01.2003 N 1), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области Булгаковой О.Г. (доверенность от 30.12.2004 N 11-14/5904пр), рассмотрев 29.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2004 по делу N А56-18695/04 (судьи: Спецакова Т.Е., Звонарева Ю.Н., Цурбина С.И.), установил:

Муниципальное учреждение здравоохранения "Сланцевская центральная районная больница" (далее - Больница) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от 19.02.2004 N 02-03/647 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сланцевскому району Ленинградской области (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области; далее - Инспекция).

Решением суда от 30.07.2004 требования Больницы удовлетворены частично. Постановлением апелляционной инстанции от 27.12.2004 решение суда от 30.07.2004 изменено. Признано недействительным решение Инспекции от 19.02.2004 N 02-03/647 о доначислении 2034 руб. налога с владельцев транспортных средств, 70109 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начислении 17480 руб. пеней за их несвоевременную уплату, а также о привлечении Больницы на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к ответственности в виде взыскания 13996 руб. штрафов за неполную уплату налогов.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Больницей налогового законодательства за период с 01.10.2001 по 30.09.2003, а по налогам на прибыль, на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств, земельному и транспортному налогам с 01.10.2001 по 31.12.2003. Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.01.2004 N 31.

В частности, по мнению Инспекции, заявителем нарушены положения подпунктов 2 и 8 пункта 2 и пункта 2 статьи 149 НК РФ, согласно которым он обязан включить в налогооблагаемую базу стоимость услуг, оказываемых населению моргом, поскольку выполненные работы и оказанные услуги не относятся к медицинским либо ритуальным, а на выполнение ритуальный услуг у Больницы отсутствует соответствующая лицензия. Налоговый орган сделал вывод об отсутствии у налогоплательщика права на льготу, установленную статьей 2 Областного закона от 23.11.2000 N 37-ОЗ "Об установлении ставок налога с владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 37-ОЗ).

На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 19.02.2004 N 02-03/647 о привлечении заявителя к ответственности за неуплату налогов, а также о доначислении ему 74985 руб. налогов и начислении 18240 руб. пеней за их несвоевременное перечисление.

Налогоплательщик не согласился с выводами, изложенными в решении от 19.02.2004 N 02-03/647, и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

По мнению кассационной инстанции, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у Инспекции оснований для отказа заявителю в праве на использование льготы по НДС.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация на территории Российской Федерации ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей.

При этом в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не дано определение понятия "ритуальные услуги".

Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Вопросы, связанные с погребением и похоронным делом, регулируются Федеральным законом от 12.01.96 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", согласно которому погребение - это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

По мнению Инспекции, перечень ритуальных услуг, оказываемых населению, приведен в подгруппе "Ритуальные услуги" (код 019500) Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (далее - Классификатор), утвержденного постановлением Государственного комитета России по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Госстандарт России) от 28.06.93 N 163.

Учитывая определение Классификатора, налоговый орган классифицировал услуги по погребению как услуги по захоронению (кремации) тела (останков) человека после смерти - коды 019505 "Услуги по захоронению" и 019506 "Услуги крематориев".

Услуги по подготовке усопшего к погребению моргами Больницы, в том числе тампонирование, косметические услуги, уложение в гроб и так далее, Классификатором не предусмотрены, следовательно, их реализация, по мнению налогового органа, подлежит обложению НДС (письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16.01.2004 N 03-2-06/4/106/28 и от 13.05.2004 N 03-01-08/1191/15@).

Суд первой инстанции согласился с доводами Инспекции и отказал в удовлетворении требований Больницы. При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции, используя положения ряда подзаконных актов, пришел к иному выводу и удовлетворил требования заявителя, и кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления суда от 17.12.2004.

Действительно, в целях определения понятия "ритуальные услуги" можно руководствоваться определениями, содержащимися в нормативных актах Госстандарта России и Государственного комитета России по статистике (далее - Госкомстат России).

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.08.93 N 17, в подгруппу 9313 "Деятельность по организации похорон и связанные с этим ритуальные услуги" входят такие виды деятельности, как захоронение и кремация трупов людей или животных и связанные с этим услуги, такие как подготовка трупов к захоронению или кремации, предоставление услуг, связанных с захоронением или кремацией (кроме религиозных служб), аренда оборудованного помещения в салонах для прощания с покойным, бальзамирование и услуги гробовщика, содержание могил и уход за ними и т.п.

Таким образом, услуги Больницы согласно данному нормативному акту относятся к ритуальным услугам.

В соответствии с приложением N 1 к Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N П-1 (ОКВЭД) "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг по видам экономической деятельности", утвержденной постановлением Госкомстата России от 24.01.2003 N 30, код 93.03 "Организация похорон и предоставление связанных с ним услуг" присваивается услугам по бальзамированию и другим услугам по подготовке к захоронению или кремации усопших.

Кроме того, статьей 28 Закона Российской Федерации "О погребении и похоронном деле" (до внесения в него изменений Федеральным законом от 10.01.2003 N 15-ФЗ) предусмотрено лицензирование деятельности по оказанию отдельных видов услуг по погребению. Согласно пункту 4 Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.95 N 1272, услуги Больницы по бальзамированию, санитарном и косметической обработке усопших относятся к ритуальным услугам и эта деятельность подлежала лицензированию.

Таким образом, с учетом положений пункта 7 статьи 3 и статьи 11 НК РФ суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что моргами Больницы оказываются услуги, освобожденные от обложения НДС на основании подпункта 8 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Довод Инспекции о невозможности пользования заявителем льготы по ритуальным услугам в связи с нарушением им пункта 6 статьи 149 НК РФ (отсутствие лицензии) подлежит отклонению.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование деятельности по оказанию ритуальных услуг прекращено с 11.02.2002 (пункт 1 статьи 17, пункт 2 статьи 18). Таким образом, в проверяемый период был опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ, отменяющий обязанность Больницы оформлять лицензию (то есть обязанность по реализации ее права на освобождение от уплаты НДС путем получения лицензии) и косвенно улучшающий положение налогоплательщика. Следовательно, основания для доначисления бюджетному учреждению сумм косвенного налога отсутствуют.

Согласно статье 2 Закона N 37-ОЗ предприятия, организации, учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, удельный вес которых составляет 70 и более процентов от общего годового объема доходов данного предприятия, организаций, учреждений, иные юридические и физические лица, категории которых определены федеральным законодательством, освобождаются от уплаты налога с владельцев транспортных средств.

Инспекция установила, что Больница финансируется в основном из территориального Фонда медицинского страхования Ленинградской области, а не из областного и местного бюджетов. В связи с этим налоговый орган сделал вывод о незаконности использования заявителем льготы по статье 2 Закона N 37-ОЗ и принял решение о взыскании с Больницы 2034 руб. налога с владельцев транспортных средств, 729 руб. пеней и 407 руб. штрафа за неуплату налога.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование является частью государственной системы защиты населения.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Как следует из статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Статьей 152 БК РФ к числу участников бюджетного процесса отнесены государственные внебюджетные фонды.

В силу пункта 1 Правил составления и рассмотрения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденных федеральным Фондом обязательного медицинского страхования от 09.09.2003 N 1750/21-1/и, бюджет территориального фонда представляет собой форму образования и расходования денежных средств, который формируется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначен для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования создан решением малого Совета Ленинградского областного совета народных депутатов от 02.06.93 N 145 для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования как составной части системы государственного страхования.

В соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, и пунктом 7 Положения о Ленинградском областном Фонде медицинского страхования (приложение N 3 к постановлению губернатора Ленинградской области от 28.01.97 N 43-пг) фонд аккумулирует финансовые средства фонда на обязательное медицинское страхование; осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением фонда; выравнивает финансовые ресурсы муниципальных образований районов и городов Ленинградской области, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования, и т.д. Финансовые средства фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Тем самым гарантируется конституционное право граждан на обязательное медицинское страхование за счет средств Российской Федерации и ее субъектов, а Больница является получателем соответствующей части государственных средств.

С учетом приведенных положений законодательства суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что Больница финансируется из средств территориального Фонда обязательного медицинского страхования, она относится к числу получателей бюджетных средств, которые имеют право на льготу согласно статье 2 Закона N 37-ОЗ.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2004 по делу N А56-18695/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
В.В.Дмитриев

Судьи:
Т.В.Клирикова
Н.В.Троицкая

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А56-18695/04
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 04 апреля 2005

Поиск в тексте