ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 апреля 2005 года Дело N А13-12654/04-05


[Суд признал недействительным решение ИМНС о привлечении общества к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога, так как исходил из того, что налогоплательщик правомерно исчислил земельный налог по ставке, установленной для городской зоны решением городской думы, которое принято в пределах ее полномочий и обязательно для применения налогоплательщиками]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Ветошкиной О.В., судей: Кочеровой Л.И., Хохлова Д.В., при участии в судебном заседании: от открытого акционерного общества "Северный коммунар" Лебедевой Е.С. (доверенность от 15.03.2005), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Вологде Линниковой И.В. (доверенность от 31.03.2005), Корховой Н.В. (доверенность 17.03.2005), рассмотрев 04.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Вологде на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.12.2004 по делу А13-12654/04-05 (судья Маганова Т.В.), установил:

Открытое акционерное общество "Северный коммунар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Вологде; далее - инспекция) от 23.09.2004 N 288. Указанным решением общество привлечено к предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ответственности за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 292056 руб. Кроме того, оспариваемым решением обществу доначислено 1460284 руб. земельного налога за 2004 год и 24976 руб. пеней.

Решением арбитражного суда от 03.12.2004 заявление общества удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебный акт и принять новое решение об отказе обществу в удовлетворении его заявления. По мнению инспекции, суд неправильно применил положения Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) и статью 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества просил оставить ее без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, содержание представленного обществом отзыва, выслушав доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Оспариваемым решением инспекции от 23.09.2004 N 288 общество привлечено к предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ ответственности за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 292056 руб. Кроме того, обществу доначислено 1460284 руб. земельного налога за 2004 год и 24976 руб. пеней.

Признавая названное решение налогового органа недействительным, суд исходил из того, что налогоплательщик правомерно исчислил земельный налог по ставке, установленной для городской зоны "П3" решением Вологодской городской Думы от 19.06.2003 N 632 "О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 21.06.2001 N 323 "Об утверждении базовых ставок земельного налога и ставок арендной платы за землю (с изменениями и дополнениями)" (далее - решение городской Думы от 19.06.2003 N 632).

Решением городской Думы от 19.06.2003 N 632 из состава территорий 10-й и 5-й экономических зон города Вологды выделены территории, занимаемые промышленными предприятиями, с присвоением этим территориям статуса экономической зоны "П3". Земельные участки, находящиеся во владении общества, на основании решения городской Думы N 632 переведены из статуса 10-й и 5-й экономических зон в зону "П3". Базовая ставка земельного налога для 10-й экономической зоны составляет 16,78 руб. за кв.м, для 5-й экономической зоны - 9,5 руб. за кв.м, а для зоны "П3" - 8 руб. за кв.м. В связи с изменением границ зон, существовавших до принятия решения городской Думы от 19.06.2003 N 632, при исчислении земельного налога общество правомерно применило базовую ставку, установленную для зоны "П3".

По мнению инспекции, решение городской Думы от 19.06.2003 N 632 не должно применяться при исчислении земельного налога. Инспекция считает, что оно направлено на понижение ставки земельного налога для отдельных налогоплательщиков, что влечет понижение налоговых поступлений в соответствующие бюджеты и противоречит статье 56 НК РФ и статье 14 Закона о плате за землю.

Довод налоговой инспекции не является правовым аргументом для отмены судебного акта по следующим основаниям.

Согласно статье 56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. По правилам статьи 14 Закона о плате за землю органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу для отдельных налогоплательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего бюджета. Однако из содержания решения городской Думы от 19.06.2003 N 632 не следует однозначный вывод о том, что оно направлено на предоставление льгот отдельным налогоплательщикам, поскольку названное решение направлено на изменение общей схемы экономического зонирования города Вологды.

В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно статье 8 данного Кодекса отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно статье 22 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.98 N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на соответствующих территориях относятся разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области градостроительства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами; утверждение проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований; утверждение границ пригородных зон городов. Указанное решение не признано недействительным в установленном порядке. Таким образом, решение городской Думы от 19.06.2003 N 632 принято в пределах ее полномочий и обязательно для применения налогоплательщиками.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.12.2004 по делу N А13-12654/04-05 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Вологде - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.В.Ветошкина

Судьи:
Д.В.Хохлов
Л.И.Кочерова

Текст документа сверен по:

рассылка