• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2005 года Дело N А39-4146/2004-172/7


[Согласно ст.614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом, порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды, в случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах]

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Шишкиной Е.Н., судей Апряткиной Г.С., Бабаева С.В. при участии представителей от истца: Юськаева Р.К. (доверенность от 02.01.2004 N 00-1067), от ответчика: Краснова С.Ю. (доверенность от 31.01.2005), Вавилиной Н.В. (доверенность от 17.01.2005 N 15-19) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - закрытого акционерного общества "Техническая фирма "Ватт", город Саранск, на решение от 27.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.12.2004 по делу N А39-4146/2004-172/7 Арбитражного суда Республики Мордовия, принятые судьями Сычуговой С.И., Александровой Н.А., Ивлевой Т.С., Трошиной В.И., по иску администрации города Саранска к закрытому акционерному обществу "Техническая фирма "Ватт", город Саранск, о взыскании арендной платы и установил:

администрация города Саранска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Техническая фирма "Ватт" (далее - ЗАО "ТФ "Ватт") о взыскании 813 739 рублей задолженности по арендной плате за пользование земельными участками по договорам от 23.05.2001 N 4759 и от 31.05.2001 N 4801 за первое полугодие 2004 года.

Заявленные требования основаны на статьях 309, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что ответчик не исполняет надлежащим образом обязательство по оплате арендованных у истца земельных участков.

Решением от 27.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2004, суд, руководствуясь статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", решением Саранского городского Совета депутатов от 27.11.2003 N 349 "Об экономическом регулировании земельных отношений в городе Саранске", пунктами 2.1 договоров от 23.05.2001 N 4759 и от 31.05.2001 N 4801, удовлетворил заявленные требования согласно уточненному расчету истца. В части отказа от исковых требований производство по делу прекратил на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ЗАО "ТФ "Ватт" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило отменить их и отказать в иске.

По мнению заявителя, суд фактически изменил предмет иска и рассмотрел спор о порядке определения размера арендной платы, который мог быть разрешен по правилам статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. Администрация заявляла требование о взыскании задолженности арендной платы по договорам. Доказательств согласования с ответчиком внесенных истцом изменений в договоры в связи с принятием нормативных правовых актов, как это предусмотрено в подпунктах "б" пунктов 4.1 договоров, в деле нет. Соглашение об изменении арендной платы в 2004 году в соответствии со статьями 443, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, 25 Земельного кодекса Российской Федерации сторонами не достигнуто. Кроме того, при определении размера арендной платы решение Саранского городского Совета депутатов от 27.11.2003 N 349 не подлежало применению в силу части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как противоречащее статье 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю", согласно которой органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования и категориям арендаторов, в то время как приложение N 2 к упомянутому решению ставит размер арендной платы в зависимость и от видов деятельности арендаторов. При этом к ответчику подлежал применению код категории арендаторов "060" - городское жилищно-коммунальное хозяйство, поскольку его деятельность связана с подачей потребителям электрической энергии.

В судебном заседании заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Истец в отзыве на кассационную жалобу и устно в заседании суда указал на правомерность принятых судебных актов и просил оставить их в силе.

Законность судебных актов Арбитражного суда Республики Мордовия проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.

Как видно из документов, на основании распоряжений Администрации от 03.05.2001 N 1062-рз и от 31.05.2001 N 1325-рз Администрация (арендодатель) и ЗАО "ТФ "Ватт" (арендатор) заключили договоры от 23.05.2001 N 4759 аренды земельного участка площадью 12826 квадратных метров с кадастровым номером 13:23:11 13 по улице Осипенко, 91 в городе Саранске и от 31.05.2003 N 4801 аренды земельных участков: площадью 16714 квадратных метров по улице Осипенко, 93, площадью 777 квадратных метров по улице Большевистской, 1 и площадью 8903 квадратных метра по улице Красной, 14, согласно прилагаемым планам, для эксплуатации производственных помещений сроком на 49 лет.

По условиям пунктов 2.1 договоров цена аренды рассчитывается на основании ставки земельного налога в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" с применением дифференцированных коэффициентов для соответствующей социально-экономической зоны города Саранска и по видам деятельности, установленных решениями правомочных органов. При этом в пунктах 2.2 договоров стороны установили, что размер годовой арендной платы пересчитывается в случае изменения ставок земельного налога, повышающих коэффициентов на основании законодательных и нормативных актов правомочных органов, но не более одного раза в течение календарного года, а в пунктах 5.2 "д" предусмотрели, что арендатор обязан составлять и согласовывать перерасчет сумм годового платежа не позднее одного месяца со дня вступления в силу решений правомочных органов об изменении цены аренды земли. Арендная плата вносится равными частями в сроки, установленные действующим законодательством (пункты 2.3 договоров).

Названные договоры зарегистрированы в установленном законом порядке.

Предметом настоящего иска явилась задолженность ЗАО "ТФ "Ватт" по арендной плате за пользование указанными земельными участками за первое полугодие 2004 года в сумме 830 739 рублей.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных в пункте 2 названной статьи форм арендной платы, в том числе определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно, а также иные формы оплаты.

По правилам статьи 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.

Представленные в дело договоры аренды от 23.05.2001 N 4759 и от 31.05.2001 N 4801 свидетельствуют о том, что стороны в надлежащей форме согласовали арендную плату за земельные участки не в твердой денежной сумме, а предусмотрели порядок (механизм) ее определения на каждый календарный год, что не противоречит названным нормам права.

Ставка земельного налога устанавливается представительным органом местного самоуправления (статьи 15, 53 Налогового кодекса Российской Федерации). В статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" определено, что средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.

В статье 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.

Решением Саранского городского Совета депутатов от 27.11.2003 N 349 "Об экономическом регулировании земельных отношений в городе Саранске" с учетом названного Федерального закона установлены ставки земельного налога по социально-экономическим зонам города Саранска на 2004 год и утверждены коэффициенты к ставкам земельного налога для расчета арендной платы за земли в границах города по видам деятельности и (или) категориям арендаторов. В пункте 3 решения установлено, что арендная плата за пользование землей вносится организациями по всем категориям земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений сельскохозяйственного использования) ежеквартально не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 ноября.

Материалами дела подтверждено, что при определении суммы задолженности по арендной плате в спорный период истец исходил из согласованного сторонами в договорах аренды порядка исчисления ежегодного размера арендной платы (в соответствии с перечисленными нормами права). При этом арендодатель правомерно применил коэффициент "5" к ставке земельного налога (утвержденный названным решением представительного органа местного самоуправления) по коду арендаторов "010" (организация электроэнергетики), поскольку из информационного письма Государственного комитета Республики Мордовия по статистике Госкомстата Российской Федерации от 12.02.2003 N 462 видно, что ЗАО "ТФ "Ватт" в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО) установлена идентификация по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 40.10.2 - передача электроэнергии, 40.10.3 - распределение электроэнергии.

Доказательств исполнения ответчиком обязанности по уплате спорной суммы в деле нет, а потому суд обоснованно удовлетворил заявленное требование.

Довод ЗАО "ТФ "Ватт" относительно отсутствия зарегистрированных в установленном порядке соглашений сторон об изменении к договорам аренды со ссылкой на подпункты "б" пунктов 4 договоров не может быть принят во внимание, так как в данном случае какие-либо изменения в условия договоров (в частности в пункты 2.1 и 2.2) не вносились.

Аргумент ответчика о том, что размер арендной платы на 2004 год с ним не согласован, отклоняется в связи с тем, что в пунктах 2.2 договоров аренды контрагентами предусмотрен ежегодный перерасчет арендной платы в случае изменения ставок земельного налога, повышающих коэффициентов на основании законодательных и нормативных актов правомочных органов и по условиям пунктов 5.2 "д" этих договоров обязанность по составлению перерасчета сумм годового платежа не позднее одного месяца со дня вступления в силу соответствующих решений правомочных органов возложена на арендатора.

Ссылка заявителя о необоснованном применении судом решения Саранского городского Совета депутатов от 27.11.2003 N 349 в связи с установлением коэффициентов по видам деятельности, а не по категориям арендаторов несостоятельна, поскольку графа таблицы коэффициентов к ставка земельного налога (приложение N 2 к этому решению) поименована как "Вид деятельности или категория арендаторов". Более того, категория арендаторов определяется в зависимости от вида их деятельности.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой и апелляционной инстанций не допущено.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по жалобе относится на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 27.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.12.2004 по делу N А39-4146/2004-172/7 Арбитражного суда Республики Мордовия оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Техническая фирма "Ватт" - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     Е.Н. Шишкина

     Судьи

     Г.С. Апряткина
С.В. Бабаев

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А39-4146/2004-172/7
Принявший орган: Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Дата принятия: 11 апреля 2005

Поиск в тексте