• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июня 2005 года Дело N А19-14134/04-13-ФО2-2442/05-С2


[Установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг за установку квартирных телефонов и услуг связи ветеранам, суд обоснованно взыскал с Министерства финансов РФ как органа, выступающего от имени казны, сумму убытков, возникших у истца в связи с предоставлением указанных льгот в рамках реализации ФЗ "О ветеранах"]
(Извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "ФИНТЭКО" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Главному управлению социальной защиты населения по Иркутской области о взыскании убытков в размере 51 934 рублей 85 копеек, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате за установку квартирного телефона и оказанию услуг телефонной связи абонентам в 2003 году, в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах".

До принятия решения по делу судом в качестве ответчиков по делу привлечены Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области и Министерство финансов Российской Федерации.

Решением от 7 декабря 2004 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 1 марта 2005 года, исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ООО "ФИНТЭКО" взыскано 51 934 рубля 85 копеек убытков. В иске к Иркутской области в лице Главного финансового Иркутской области отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и прекратить производство по делу.

По мнению заявителя кассационной жалобы, истцом не доказано, а судом не установлено наличие вины, незаконных действий (бездействия) со стороны Министерства финансов Российской Федерации, вины Министерства финансов Российской Федерации при формировании бюджета.

В отзыве на кассационную жалобу ООО "ФИНТЭКО" доводы кассационной жалобы отклонило, считая их необоснованными, и просило оставить без изменения принятые по делу судебные акты.

Присутствующие в судебном заседании кассационной инстанции лица поддержали свои доводы и возражения.

Проверив материалы дела в пределах, установленных главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в размере 51 934 рублей 85 копеек, составляющих расходы, понесенные истцом в связи с установкой квартирных телефонов и предоставлением льгот ветеранам по оплате предоставляемых услуг связи.

Основанием иска указано неисполнение в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением в 2003 году льгот по установке квартирных телефонов и оплате услуг связи абонентам, имеющим права на получение льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".

Правовым основанием требования указаны статья 10 Федерального закона "О ветеранах", статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования в заявленной сумме, суд исходил из того, что истец в 2003 году при осуществлении своей производственной деятельности во исполнение Федерального закона "О ветеранах" предоставлял льготы ветеранам по в связи с установкой и пользованием телефоном, в связи с чем, понес убытки, подлежащие возмещению за счет Российской Федерации, поскольку обязанность по компенсации реальных расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи ветеранам, вытекает из прямого указания Закона.

Признав обоснованными заявленные требования в полном объеме, суд взыскал 51 934 рублей 85 копеек с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, отказав в удовлетворении иска к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильной правовой квалификации спорных правоотношений.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.

Вместе с тем, государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Федеральным законом "О ветеранах" (статьи 14 - 22) установлено, что ветераны войны и труда имеют льготы по оплате абонентской платы за телефон, за установку квартирного телефона в размере 50%.

Следуя предписанию закона, ООО "ФИНТЭКО" в 2003 году оказало услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем, понесло определенные расходы.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам в связи с установкой, пользованием телефоном, производятся за счет федерального бюджета.

Порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 16 февраля 1995 года "О связи" (утратил силу с 1 января 2004 года в связи с введением в действие Федерального закона от 7 июля 2003 года "О связи") для отдельных категорий должностных лиц государственных органов, дипломатических и консульских представителей иностранных государств, представителей международных организаций, а также отдельных групп граждан при пользовании электрической и почтовой связью могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности, порядка пользования и размера оплаты услуг связи (часть первая).

При предоставлении льгот по оплате услуг по установке квартирного телефона и услуг связи в соответствии с данным Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (часть третья).

Порядок возмещения государственным предприятиям связи недополученных в результате применения льгот и регулируемых государственных тарифов доходов определяется Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть пятая).

Порядок возмещения расходов операторам связи на предоставление льгот по Федеральному закону "О ветеранах" в 2000 году установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N963.

Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2003 года N85 срок действия настоящих Правил продлен на 2003 год.

В пункте 2 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N963 (с изменениями от 30.03.2001, от 28.02.2002, от 10.02.2003), указано, что финансирование расходов ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ООО "ФИНТЭКО". В этой части материальные потери являются для истца убытками.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральные законы "О ветеранах" и "О связи" не предусматривают возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования). Следовательно, вывод Арбитражного суда Иркутской области об обоснованности исковых требований является правильным.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Арбитражный суд, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг за установку квартирных телефонов и услуг связи ветеранам, обоснованно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации как органа, выступающего от имени казны, сумму 51 934 рубля 85 копеек.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

На основании изложенного, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что принятые по делу решение и постановление апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

В соответствии со статьёй 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 4 декабря 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 1 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу NА19-14134/04-13оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

     Судьи
...

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А19-14134/04-13-ФО2-2442/05-С2
Принявший орган: Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 02 июня 2005

Поиск в тексте