ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2004 года Дело N Ф04/1393-451-2004


[Учитывая, что судебными инстанциями арбитражного суда определены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, но при этом неправильно применены нормы материального права, арбитражный суд считает возможным отменить состоявшиеся по делу судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: ..., при участии: представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства стороны надлежащим образом извещены, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Кемеровской области, г.Прокопьевск, на решение от 29.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 03.11.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6717/03-6 по заявлению открытого акционерного общества "Производственное объединение "Водоканал" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 Кемеровской области, г.Прокопьевск, установил:

Открытое акционерное общество "Производственное объединение "Водоканал" (далее по тексту - ОАО "ПО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения N 367 от 14.05.2003 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Кемеровской области, г.Прокопьевск (далее - по тексту Инспекция).

Заявленное требование обосновано ссылками на ст.4 Федерального закона Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами", Закон Кемеровской области "О плате за пользование водными объектами на территории Кемеровской области" от 10.06.99 N 34-ОЗ, Инструкцию "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" от 12.08.98 N 46, ст.2 и ст.29 Водного кодекса Российской Федерации.

Решением арбитражного суда от 29.07.2003 (судья ...), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2003 (судьи: ...) заявление ОАО "ПО "Водоканал" удовлетворено.

Удовлетворяя заявление ОАО "ПО "Водоканал", судебные инстанции согласились с основаниями заявленных требований.

Инспекция в кассационной жалобе просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение, в удовлетворении требований ОАО "ПО "Водоканал" отказать.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ПО "Водоканал" решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Возражения на кассационную жалобу аналогичны основаниям заявленных требований.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства стороны надлежащим образом уведомлены. Инспекция просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя налогового органа.

Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями ст.ст.284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судебными инстанциями при принятии решения и постановления норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, находит их подлежащими отмене.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку по представленным ОАО "ПО "Водоканал" налоговым декларациям по плате за пользование водными объектами за январь, февраль и март 2003 года и пришла к заключению, что общество в результате занижения ставки платы за забор воды для населения не доплатило в бюджет 8539572 руб.

По мнению Инспекции, ОАО "ПО "Водоканал", рассчитывая плату за водопользование, должно применить ставку размером не 60 руб., установленную законом Кемеровской области от 10.06.99 N 34-ОЗ, а в размере 129 руб. за 1 тыс.м, установленную Федеральным законом N 71-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении минимальных и максимальных ставок за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам" от 28.11.2001 N 826, поскольку ставка размером 60 руб. действует до 1 января 2003 года.

Решением от 16.05.2003 N 367 Инспекция привлекла ОАО "ПО "Водоканал" к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1707914 руб.50 коп., одновременно обществу предложено уплатить недоимку в размере 8539572 руб. 60 коп. и пени - 217176 руб. 40 коп.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.4 Федерального закона N 71-ФЗ минимальные и максимальные ставки платы за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водных объектов в пределах установленных лимитов, - для плательщиков, осуществляющих забор воды, установлены в размерах 60,0 - 370,0 руб.

Согласно п.2 этой же статьи вышеназванного Закона минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных пунктом 1 настоящей статьи, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из п.3 этой же статьи следует, что ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам в соответствии с требованиями пункта 2 настоящей статьи. Размеры ставки платы за такое пользование водными объектами не должны превышать 60,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 111-ФЗ).

Правовой анализ данной статьи Федерального закона N 71-ФЗ указывает на то, что законодательные органы субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать в соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона N 71-ФЗ ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов в минимальных и максимальных пределах, установленных Правительством Российской Федерации.

Данное требование Федерального закона N 71-ФЗ законодательными органами субъекта Российской Федерации - Кемеровской области соблюдалось. Законом Кемеровской области "О плате за пользование водными объектами на территории Кемеровской области" от 10.06.99 N 34-ОЗ (в редакции от 21.06.2001 N 60-ОЗ, от 22.06.2002 N 46-ОЗ) ставка платы за пользование водными объектами для предприятий (организаций) за воду холодную, горячую, непосредственно поданную населению, устанавливалась в размере 60 руб. (строка 1.3 приложения к Закону).

Положение п.3 ст.4 Федерального закона N 71-ФЗ, ограничивающее размер ставки в пределах 60 руб., утратило силу с 01.01.2003.

Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам" от 28.11.2001 N 826 минимальные и максимальные ставки платы за одну тыс.куб. метров забора воды в пределах установленных лимитов по поверхностным водным объектам установлены в пределах 129-150 руб.

С 01.01.2003 Закон Кемеровской области "О плате за пользование водными объектами на территории Кемеровской области" от 10.06.99 N 34-ОЗ в редакции от 21.06.2001 N 60-ОЗ, от 22.06.2002 N 46-ОЗ в части установления размера ставки вошел в противоречие с Федеральным законом N 71-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2001 N 826, установившими минимальный размер ставки 129 руб.

Ставка размером 129 руб. установлена Законом Кемеровской области от 24.06.2003 N 35-ОЗ.

Закон Кемеровской области "О плате за пользование водными объектами на территории Кемеровской области" от 10.06.99 N 34-ОЗ не предусматривает увеличение размера ставки за сверхнормативное потребление воды, и такое право не предоставлено законодательным органам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ст.4 Федерального закона N 71-ФЗ при заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными пунктом 1 настоящей статьи.

Факт забора воды сверх установленного лимита не оспаривается.

Согласно ч.2 и ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

На основании ч.2 ст.13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Учитывая, что судебными инстанциями арбитражного суда определены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, но при этом неправильно применены нормы материального права, арбитражный суд считает возможным отменить состоявшиеся по делу судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.

Государственная пошлина подлежит взысканию в соответствии с требованиями ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исполнительный лист подлежит выдаче в соответствии с ч.2 ст.319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.287, ч.1 ст.288 и ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение от 29.07.2003 первой и постановление от 03.11.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6717/03-6 отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Производственное объединение "Водоканал" о признании недействительным решения N 367 от 14.05.2003 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 Кемеровской области отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества "Производственное объединение "Водоканал", г.Прокопьевск Кемеровской области в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в первой, апелляционной и кассационной инстанциях в размере 2000 (две) тысячи руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка