ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2004 года Дело N Ф04/1422-293/А03-2004


[Если жилой фонд не является федеральной собственностью, то понесенные расходы истца по предоставленной льготе подлежат возмещению за счет средств бюджета Алтайского края независимо от того, предусмотрены ли в федеральном бюджете последующие компенсации бюджету Алтайского края таких расходов]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: ..., при участии: от истца - Ю.В.Селюгина, представитель ОАО "Алтайэнерго", по доверенности N 1-юр от 31.12.2003; от ответчиков - М.С.Харламова, представитель Комитета, по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края по доверенности N 16-12/05Д от 09.02.2004; от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края (ответчик) на решение от 05.09.2003 (судья ...) и постановление апелляционной инстанции от 11.12.2003 (судьи: ...) Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7830/03-27 по иску открытого акционерного общества (ОАО) "Алтайэнерго" к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Алтайскому краю, администрации Алтайского края, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, администрации Тальменского района, третье лицо: Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Тальменского района, установил:

ОАО "Алтайэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Тальменского района о взыскании 2000 рублей - части задолженности от суммы 686845 рублей 34 копейки по компенсациям льгот, предоставленных в 2002 году и январе 2003 года гражданам по оплате электроэнергии в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О статусе военнослужащих", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О милиции", "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О ветеранах", "О реабилитации жертв политических репрессий", письмом от 29.06.92 N 51/1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", Указом Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431.

К участию в деле по заявлению истца в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, суд привлек Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Тальменского района и Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края.

По ходатайству истца арбитражный суд к участию в деле в качестве соответчиков привлек Министерство финансов Российской Федерации, Управление федерального казначейства по Алтайскому краю, администрацию Алтайского края, администрацию Тальменского района.

Определением суда от 25.06.2003 на основании части 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отдельное производство выделено настоящее дело о взыскании задолженности за 2002 год по компенсации льгот, предоставленных гражданам на основании Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" в сумме 7351 рубль 33 копейки.

Арбитражный суд в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве соответчика Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, исключив его из состава третьих лиц.

До принятия решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил сумму исковых требований и с уточнением просил взыскать 5954 рубля 33 копейки с казны субъекта Российской Федерации в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края.

Решением от 05.09.2003 с администрации Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края за счет казны Алтайского края в пользу ОАО "Алтайэнерго" взыскано 5954 рубля 33 копейки в счет возмещения затрат по предоставленным льготам.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.12.2003 решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края - без удовлетворения.

Судебные акты мотивированы тем, что вопрос об оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов законодательно урегулирован, расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, производятся за счет средств федерального бюджета либо за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от статуса жилищного фонда.

С принятыми судебными актами не согласен Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, в кассационной жалобе просит решение и постановление отменить и принять новое решение по делу.

Заявитель считает, что казной Алтайского края обязательства по финансированию льгот исполнены в полном объеме и переданы местным бюджетам, в том числе и бюджету Тальменского района в порядке, установленном законодательством, который действовал только в первом полугодии 2002 года.

Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края полагает несостоятельным вывод арбитражного суда о том, что обязанность компенсировать затраты возложена на субъект Российской Федерации в силу закона. Между истцом и администрацией Тальменского района было заключено соглашение о компенсации расходов по предоставлению льгот, предусмотренных федеральным законом, и арбитражным судом данному обстоятельству оценки не дано, а ответчик, в свою очередь, стороной данного соглашения не является.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Алтайэнерго" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, судебные акты просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение.

Представитель ОАО "Алтайэнерго" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.

Из материалов дела следует, что ОАО "Алтайэнерго" отпускал электрическую энергию проживающим на территории Алтайского края военнослужащим и членам их семей, предоставляя в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" льготы по их оплате.

В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" до 01.07.2002 военнослужащие и члены их семей имели право на оплату 50% коммунальных услуг (электрической и тепловой энергии). Расходы, связанные с предоставлением льготы по оплате коммунальных услуг по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, должны производиться за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, с последующей компенсацией указанных расходов субъектам Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, для определения бюджета, за счет средств которого должно производиться возмещение ОАО "Алтайэнерго" льготы, предоставленной военнослужащим, необходимо, в первую очередь, установить принадлежность соответствующего жилищного фонда.

В соответствии с категорией жилищного фонда определяется порядок, предусмотренный для возмещения расходов по жилищному фонду. Если жилищный фонд является федеральным, выясняется, какой порядок предусмотрен для возмещения расходов по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности. Предусмотрено ли возмещение данных расходов федеральным бюджетом, в том числе за счет средств компенсационного фонда, либо возмещение осуществляется иным образом посредством финансирования субъекта Российской Федерации или иного органа исполнительной власти.

Если жилой фонд не является федеральной собственностью, то понесенные расходы ОАО "Алтайэнерго" по предоставленной льготе подлежат возмещению за счет средств бюджета Алтайского края независимо от того, предусмотрены ли в федеральном бюджете последующие компенсации бюджету Алтайского края таких расходов.

Принимая решение, арбитражный суд пришел к правильному выводу о возмещении расходов по предоставленным льготам за счет казны Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, поскольку, как установил арбитражный суд, поступившие из федерального бюджета субсидии были использованы для покрытия затрат по льготам исходя из иного жилья (не находящегося в федеральной собственности).

В соответствии с Правилами предоставления и расходования в первом полугодии 2002 года средств фонда компенсаций, направляемых на финансирование текущих расходов в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 20.04.2002 N 258, установлено, что субсидии, которые перечисляются в доход субъектам Российской Федерации, направляются для исполнения федерального бюджета, а не бюджета субъекта Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно поддержал выводы арбитражного суда, указав, что истец документально подтвердил размер суммы иска и правомерность заявленных исковых требований, что подтверждается имеющимися в материалах дела актами сверки, расчетом задолженности на 01.01.2003, актом проверки льгот от 21.07.2003, реестрами и списком льготников, а также не опровергается ответчиком.

Доводы заявителя жалобы не принимаются судом кассационной инстанции во внимание и отклоняются как необоснованные.

Суд кассационной инстанции считает, что арбитражным судом фактические обстоятельства дела установлены правильно, доводам сторон дана надлежащая правовая оценка, нарушений, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения и постановления, не допущено.

На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение от 05.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 11.12.2003 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7830/03-27 следует оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края - без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение от 05.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 11.12.2003 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7830/03-27 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка