ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2005 года Дело N Ф04-1095/2005(9187-А45-25)


[Удовлетворяя заявленные требования о возврате из бюджета излишне уплаченного НДС и обязании налоговой инспекции возвратить сумму налога, суд принял законные и обоснованные судебные акты, правомерно указав при этом на то, что денежные средства, полученные за услуги по доставке пенсий, не являются объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 3 п.3 ст.39 НК РФ]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: ..., в судебном заседании при участии: от налогового органа - Ю.П.Иванова, по доверенности N МВ-06-12/3053 от 10.02.2005; заявитель явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Новосибирской области на постановление апелляционной инстанции от 07.12.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12712/04-СА23/643, установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Искитиме и Искитимском районе (далее - Управление ПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Новосибирской области, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Новосибирской области, о возврате из бюджета излишне уплаченного НДС в сумме 2279141,49 руб. за период с 27.04.2001 по 31.03.2004 и обязании налоговой инспекции возвратить указанную сумму.

Решением суда от 12.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.12.2004, заявленное требование удовлетворено. Суд пришел к выводу, что услуги по доставке пенсий, осуществляемые отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, не признаются объектом обложения НДС.

В кассационной жалобе налоговый орган просит постановление отменить и принять новое решение, полагая, что положения подпункта 4 пункта 2 ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации не могут быть применены к услугам по доставке пенсий, оказываемым отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации является финансово-кредитным учреждением.

Представитель поддержал указанные доводы.

Управление ПФ РФ с доводами кассационной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве, в котором, указывая на законность и обоснованность судебных актов, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Суд кассационной инстанции проверив в соответствии с требованиями ст.284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления апелляционной инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены судебных актов.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций принял законные и обоснованные судебные акты, правомерно указав при этом на то, что денежные средства, полученные за услуги по доставке пенсий, не являются объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации. Кассационная инстанция данный вывод суда поддерживает, в связи с чем отклоняет доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, при этом исходит из следующего.

Судом установлен и подтверждается материалами дела факт перечисления Управлением ПФ РФ в бюджет НДС с услуг по доставке пенсий в сумме 2279141,49 руб. за период с 27.04.2001 по 31.03.2004, что также не оспаривается налоговым органом.

По мнению налогового органа, норма подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, не распространяется на услуги по доставке пенсий, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации является финансово-кредитным учреждением и не отнесен к органам государственной власти и управления.

Вместе с тем суд, принимая решение по данному делу, обоснованно указал на пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в силу статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ является Пенсионный фонд Российской Федерации в лице его территориальных органов, действующих на основании Положения, утверждаемого Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации.

Арбитражным судом установлено, что доставка и пересылка пенсий осуществляются Управлением ПФ РФ в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Финансирование расходов на эти цели предусматривается отдельной строкой в составе расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, утверждаемого Федеральным собранием, и производится через отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области.

Кроме того, Конституционный суд Российской Федерации изложил свою правовую позицию по вопросу отнесения Пенсионного фонда Российской Федерации к органам государственной власти и управления в постановлении от 25.06.2001 N 9-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации", указав, что полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации по своей правовой природе относятся к функциям органов исполнительной власти.

Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Постановление апелляционной инстанции от 07.12.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12712/04-СА23/643 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка