ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2005 года Дело N Ф03-А37/05-2/749


[Суд удовлетворил заявленное требование, признал недействительным обжалуемое решение налогового органа, судебный акт мотивирован тем, что общество, являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области, обоснованно пользовалось льготой по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной Федеральным законом от 31.05.99 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области"]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от заявителя: ООО "Станнолит" - представители не явились; от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области - представители не явились; от третьего лица - государственного учреждения Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны" - представители не явились, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области на решение от 15.12.2004 по делу N А37-3623/04-4/2 Арбитражного суда Магаданской области, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ..., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Станнолит" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Магаданской области, третье лицо: государственное учреждение Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны" о признании недействительным решения N 193 от 20.10.2004, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Станнолит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 20.10.2004 N 193, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 10834,79 руб., доначислен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за июнь 2004 года в сумме 664233 руб., пени за несвоевременную уплату налога - 2158,07 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны" (далее - Администрация ОЭЗ).

Решением от 15.12.2004 арбитражный суд удовлетворил заявленное требование, признал недействительным обжалуемое решение налогового органа. Судебный акт мотивирован тем, что общество, являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области, обоснованно пользовалось льготой по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной Федеральным законом от 31.05.99 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", в связи с чем оспариваемым решением инспекцией по налогам и сборам неправомерно доначислен НДС за спорный период, соответствующие пени, а также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и указывает на неправильное применение судом норм налогового права, регулирующих спорные отношения. По мнению заявителя, с введением в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации утрачивает силу положение Федерального закона от 31.05.99 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" в части льгот по налогообложению по налоговому режиму Особой экономической зоны, поскольку данный Закон не отнесен к законодательству о налогах и сборах. Следовательно, налогоплательщик обязан уплачивать названный налог на общих основаниях.

Администрация ОЭЗ в отзыве на жалобу возражает против ее удовлетворения и просит оставить обжалуемое решение без изменения, как соответствующее нормам действующего законодательства.

ООО "Станнолит" в отзыве отклонило доводы жалобы, считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.

В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции производит замену Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Магаданской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Магаданской области (приказ Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Магаданской области от 29.11.2004 N 2(осн).

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по нижеследующему.

Как установлено судом, инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за июнь 2004 года, представленной обществом в налоговый орган. По результатам проверки вынесено решение от 20.10.2004 N 193 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ. Данным решением предложено уплатить доначисленный НДС за указанный налоговый период и причитающиеся пени.

Не согласившись с таким решением налогового органа, общество обжаловало его в судебном порядке.

Основанием для доначисления НДС и пени явилось неправомерное, по мнению налогового органа, применение в спорном периоде льготы по НДС, а именно: освобождение от уплаты этого налога в части, поступающей в федеральный бюджет, предусмотренной статьей 5 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области" (с изменениями и дополнениями; далее - Федеральный закон от 31.05.99 N 104-ФЗ). При этом налоговый орган исходит из того, что с введением в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса РФ "Налог на добавленную стоимость", не предусматривающей такой льготы для участников Особой экономической зоны, последние утрачивают свое право на освобождение от уплаты спорного налога в федеральный бюджет.

Арбитражный суд, проверяя правомерность действий инспекции по налогам и сборам и удовлетворяя заявленное налогоплательщиком требование, правильно установил обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого ненормативного акта правовым нормам, регулирующим особый порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость с учетом предоставленной индивидуальному предпринимателю, согласно статье 5 Федерального закона от 31.05.99 N 104-ФЗ, льготы.

Как установлено судом, ООО "Станнолит" является участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - ОЭЗ), что не оспаривается лицами, участвующими в деле, подтверждается регистрационным свидетельством серии ОЭЗ N 001748.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.05.99 N 104-ФЗ, участники ОЭЗ при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. В период возникновения спорных правоотношений, данная норма действовала с учетом внесенных в нее изменений, не затрагивающих эти правоотношения.

Не противоречит нормам налогового законодательства утверждение инспекции по налогам и сборам относительно того, что при введении в действие, со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации, будут урегулированы положения о специальных налоговых режимах, в том числе и особый порядок исчисления и уплаты налогов участниками экономических зон.

Между тем, заявителем жалобы не учтено следующее.

Аргументируя свои выводы, суд правильно указал на то, что введение в действие Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 главы 21 "Налог на добавленную стоимость", регламентирующей порядок уплаты названного налога, не отменило установленный в законодательном порядке налоговый режим ОЭЗ, и, соответственно, право их участников на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет, определенное статьей 5 упомянутого ранее Федерального закона N 104-ФЗ.

При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

В жалобе не опровергнуты выводы суда о том, что действующим законодательством Федеральный закон от 31.05.99 N 104-ФЗ не отменен, и продолжает сохранять действие льгота для участников ОЭЗ в Магаданской области в отношении налогов в части, поступающей в федеральный бюджет и в 2004 году.

Таким образом, указанный обществом в налоговой декларации НДС не уплачен только на основании льготы, предусмотренной для участников Особой экономической зоны.

Изложенное означает, что разъяснения, данные пунктом 15 Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", на которые ссылается в кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам, относительно применения норм Закона, касающихся налоговых льгот, обязательны для арбитражного суда с учетом возникшей правовой ситуации, урегулированной иными законодательными актами.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате в спорный период НДС в федеральный бюджет, а у налогового органа - право на доначисление этого налога и пеней, а также привлечения к налоговой ответственности.

В этой связи решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 15.12.2004 по делу N A37-3623/04-4/2 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Резолютивная часть постановления от 20.04.2005.

Постановление в полном объеме изготовлено 27.04.2005.

     Председательствующий
      ...

      Судьи
      ...

Текст документа сверен по:

рассылка