ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2005 года Дело N Ф04-1418/2005(9486-А27-11)


[Отменяя определение о прекращении производства по делу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по сделке]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: ..., при участии в заседании: от истца - представитель не явился; от ответчика - представитель не явился; от третьего лица - юриста Вышловой Т.А., по доверенности от 14.03.2005, стороны о дне рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица, открытого акционерного общества (ОАО) "Шахта "Краснокаменская", на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 24.11.2004 (судьи: ...) по делу N А27-9954/04-1 по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Киселевску к обществу с ограниченной ответственностью "Транссибуголь", фирме "Carbico Trading Co" при участии третьего лица открытого акционерного общества "Шахта "Краснокаменская" о признании сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности, установил:

Иск заявлен о признании недействительным в соответствии со статьей 170 Гражданского кодекса Российской Федерации контракта от 20.12.2001 N ТСУ-С/01, заключенного между ООО "Транссибуголь" и фирмой "Carbiko Trading Co" London, UK, и применении последствий его недействительности.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что контракт заключен с несуществующей организацией и с целью получения ОАО "Шахта "Краснокаменская" льготы по НДС, без намерения создать соответствующие правовые последствия.

Определением суда от 13.09.2004 (судья ...) производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением апелляционной инстанции определение о прекращении производства по делу отменено и дело направлено на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.

Ссылаясь на позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 08.06.2004 N 226-О, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона РФ "О налоговых органах в Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в арбитражном суде иски о признании следок недействительными.

В кассационной жалобе ОАО "Шахта "Краснокаменская" считает постановление апелляционной инстанции незаконным, просит его отменить и оставить в силе определение суда.

Заявитель считает, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что налоговому органу предоставлено право на обращение с иском о признании сделки недействительной, неправомерен.

По мнению заявителя, Инспекция МНС РФ является ненадлежащим истцом по делу, поскольку действующим налоговым законодательством налоговые органы не наделены правом предъявления исков о признании сделок недействительными.

Положения статьи 7 Закона РФ "О налоговых органах в Российской Федерации", предоставлявшие налоговым органам полномочия по предъявлению исков о признании сделок недействительными, не подлежат применению в рамках данных отношений, поскольку они урегулированы Налоговым кодексом Российской Федерации.

Ссылка апелляционной инстанции на определения Конституционного суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О, от 08.06.2004 N 226-О является несостоятельной, поскольку указанные определения разъясняли содержание постановления Конституционного суда Российской Федерации, принятого 12.10.98, то есть до вступления в силу части первой Налогового кодекса, в рамках действовавшего на тот момент законодательства.

В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя просил постановление апелляционной инстанции отменить и оставить в силе определение суда первой инстанции.

Привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в кассационной жалобе.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция ФНС по г.Киселевску считает доводы заявителя незаконными и необоснованными. Исходя из анализа статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации видно, что пункт 11 статьи 7 Закона РФ "О налоговых органах в Российской Федерации" от 21.03.99 N 934-1 не утрачивает свою силу. Более того данный Закон не отменен законодателем до настоящего времени, является действующим, а значит подлежит безусловному применению на территории Российской Федерации.

Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Отменяя определение о прекращении производства по делу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по сделке.

Кассационная инстанция считает такой вывод суда обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками и заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Перечень видов исков, с которыми налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд, предусмотрен подпунктом 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Налоговый кодекс не предоставляет налоговым органам полномочий заявлять в суд иски о признании сделок недействительными.

Вместе с этим пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы наделены правом предъявлять в суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

При наличии таких норм в законодательных актах представляется, что необходимо исходить из следующего. Оспариваемые сделки могут затронуть публичные интересы. Закон о налоговых органах в части представления налоговым органам полномочий на предъявление исков о признании сделок недействительными не признан утратившим силу. В целях защиты государственных и публичных интересов государственные органы в лице инспекций по налогам и сборам, руководствуясь пунктом 11 статьи 7 Закона о налоговых органах, вправе обращаться в суд с требованиями о признании сделок недействительными.

Конституционный суд Российской Федерации в определении от 08.06.2004 N 226-О указал, что в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе - в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступления налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации".

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9954/04-1 от 24.11.2004 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка