ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2005 года Дело N А58-4991/2004-Ф02-3963/05-С1


[Налоговая инспекция необоснованно произвела начисление пеней исходя из ежемесячных сроков уплаты единого социального налога, т.к. исчисленные ежемесячные авансовые платежи использовались для определения суммы авансового платежа за отчетный период путем уменьшения на их величину суммы налога, рассчитанной исходя из налоговой базы, и не могут рассматриваться как суммы авансовых платежей по налогу, несвоевременная уплата которых влечет начисление пеней в соответствии со ст.75 НК РФ]
(Извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью Многопрофильное производственно-коммерческое предприятие "Спецремонт" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения от 20 июля 2004 года N 34-3/15889 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, требования об уплате налога по состоянию на 30 июля 2004 года N 19501, решения от 2 сентября 2004 года N 3788 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, вынесенных Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Нерюнгри Республики Саха (Якутия), преобразованной в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу Нерюнгри Республики Саха (Якутия) (далее - налоговая инспекция), а также незаконными действий налоговой инспекции по направлению на расчетный счет общества инкассовых поручений от 2 сентября 2004 года N 26562-26566.

Решением суда от 19 апреля 2005 года требования предприятия удовлетворены частично, признаны недействительными решение от 20 июля 2004 года N 34-3/15889 в части взыскания пени в сумме 16 199 рублей 90 копеек, требование по состоянию на 30 июля 2004 года N 19501 и решение от 2 сентября 2004 года N 3788 в части включения в них единого социального налога в сумме 2 999 рублей 62 копейки и пени в сумме 16 244 рубля 92 копейки. Оспариваемые действия признаны незаконными в части взыскания по инкассовому поручению N 26566 пени в сумме 16 199 рублей 90 копеек, по инкассовому поручению N 26564 - пени в сумме 44 рубля 98 копеек, по инкассовому поручению N 26562 - пени в сумме 4 копейки, по инкассовому поручению N 26563 - единого социального налога в сумме 2 999 рублей 55 копеек.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой на решение суда в части удовлетворения требований заявителя об оспаривании ненормативных актов и действий налоговой инспекции в части начисления и взыскания пени по единому социальному налогу в сумме 16 199 рублей 90 копеек в связи с неправильным применением судом норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, у суда отсутствовали основания для признания не соответствующими закону ненормативных актов и действий налоговой инспекции, поскольку законодательством о налогах и сборах предусмотрена обязанность по ежемесячной уплате авансовых платежей по единому социальному налогу.

Отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции предприятием не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления NN99055, 99056 от 03.08.2005) своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено Арбитражным судом Республики Саха (Якутия), налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного предприятием расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за I квартал 2004 года.

При проведении проверки налоговой инспекцией установлена неполная уплата единого социального налога в виде авансового платежа в связи с неправомерным уменьшением суммы исчисленного налога на налоговые вычеты, произведенные в отношении начисленных за аналогичный период авансовых платежей по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование, в размерах, превышающих фактически уплаченные.

По результатам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 20 июля 2004 года N 34-3/15889 об отказе в привлечении предприятия к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику предложено уплатить единый социальный налог в сумме 679 507 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 39 619 рублей 92 копейки.

На основании указанного решения в адрес предприятия направлено требование N 19501 об уплате налога по состоянию на 30 июля 2004 года.

В связи с неуплатой в установленный срок указанных в требовании сумм налоговой инспекцией 2 сентября 2004 года вынесено решение N 3788 о взыскании задолженности по налогам и пени за счет денежных средств предприятия на счетах в банках и в адрес ООО НКБ "Нерюнгрибанк" направлены инкассовые поручения N 26562 - 26566 на списание денежных сумм с расчетного счета общества.

Не согласившись с решениями, требованием об уплате налога и действиями налоговой инспекции по взысканию задолженности путем направления инкассовых поручений на счета в банке, предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании указанных ненормативных актов недействительными, а действий - незаконными.

При рассмотрении дела суд пришел к обоснованному выводу о незаконности начисления сумм пени за неуплату в установленные сроки ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.

Согласно положениям пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 и статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения, исчисляемую налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода

Под налоговым периодом согласно пункту 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53, 54 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база по единому социальному налогу, согласно пункту 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так как исчисленные ежемесячные авансовые платежи используются для определения суммы авансового платежа за отчетный период путем уменьшения на их величину суммы налога, рассчитанной исходя из налоговой базы, они не могут рассматриваться как суммы авансовых платежей по налогу, несвоевременная уплата которых влечет начисление пеней в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах налоговой инспекцией в оспариваемом решении необоснованно произведено начисление пени, исходя из ежемесячных сроков уплаты налога.

Поскольку при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные предприятием требования в части неправомерного исчисления и взыскания сумм пени, решение суда изменению или отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 19 апреля 2005 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-4991/2004 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

     Судьи
...

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка