• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2005 года Дело N А33-6756/04-С2-Ф02-3594/05-С1


[Поскольку судом установлено, что спорное имущество используется учреждением по назначению, в пределах, установленных законом, в соответствии
с целями и задачами уставной деятельности, суд признал незаконным изъятие данного имущества из оперативного управления учреждения]
(Извлечение)

Федеральное государственное учреждение "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Красноярскому краю" (Территориальный фонд, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Министерству имущественных отношений Российской Федерации и Территориальному управлению Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю с заявлением о признании недействительными распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 09.03.2004 N 1138-р "О закреплении на праве оперативного управления за Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю здания, расположенного по адресу: город Красноярск, проспект Мира, 37" и распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю от 09.03.2004 N 04-221р "О прекращении права оперативного управления".

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 июля 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 24 сентября 2004 года решение суда от 21 июля 2004 года оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 ноября 2004 года судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.

Определением суда от 9 декабря 2004 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

Решением суда от 28 марта 2005 года заявленные требования удовлетворены. Распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 09.03.2004 N 1138-р "О закреплении на праве оперативного управления за Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю здания, расположенного по адресу: город Красноярск, проспект Мира,37" и распоряжение Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю (Территориальное управление) от 09.03.2004 N04-221 "О прекращении права оперативного управления" признаны недействительными.

Не согласившись с решением суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю (далее Теруправление) обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы, изложенные в судебном акте, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам. Право оперативного управления на здание в установленном порядке не зарегистрировано, следовательно, у Территориального фонда отсутствует право на обращение в суд с требованием о защите не возникшего права оперативного управления.

Судом необоснованно принято во внимание несоблюдение территориальным управлением положений приказа Мингосимущества Российской Федерации от 02.03.2000 N 34 "Об утверждении Порядка проведения мероприятий по контролю за использованием по назначению и сохранностью федерального имущества". Данный приказ, по мнению заявителя кассационной жалобы, не может быть положен в основу оценки законности оспариваемых распоряжений, поскольку не является нормативным актом.

Заявитель кассационной жалобы считает, что Территориальный фонд не вправе использовать данное здание для осуществления деятельности в отношении имущества коллекционного фонда, переданного по ничтожной сделке на ответственное хранение и не находящегося у заявителя на иных законных основаниях.

В отзыве на кассационную жалобу Территориальный фонд просит оставить судебные акты без изменения, как законные и обоснованные. Указывает на несоответствие довода жалобы об отсутствии у него права оперативного управления на спорное здание пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 63 Федерального Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также на незаконное непредоставление Теруправлением по запросу Учреждения выписки из реестра федерального имущества о спорном объекте недвижимости. Просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Теруправление, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Министерство природных ресурсов Российской Федерации о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 97152 от 12.07.2005, N 97154 от 19.07.2005, N 97153 от 18.07.2005), однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Представитель Территориального фонда в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в названном судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края и следует из материалов дела, распоряжением Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом от 11.07.2003 N 07-ф-816р, по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 22.05.2003 N ИГ-30-46/3307, здание музея геологии Центральной Сибири, расположенное по адресу: город Красноярск, проспект Мира, 37, закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Красноярскому краю". На основании данного распоряжения здание было передано заявителю по акту приема-передачи от 14.07.2003.

Согласно выписке из реестра федерального имущества N 06-5660 от 02.07.2004, собственником указанного здания является Российская Федерация.

Письмом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР РФ) от 05.01.2003 N ПС- 30-46/28 начальнику Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ предложено создать в составе ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды по Красноярскому краю" отдел учёта и хранения коллекционного фонда музея геологии Центральной Сибири.

В соответствии с актом приема-передачи от 26.11.2003, утвержденным начальником Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Красноярскому краю, Федеральный коллекционный геологический фонд принят на ответственное хранение Федеральным государственным учреждением "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Красноярскому краю" с целью составления и ведения каталога, сохранности и пополнения, а также организации доступа граждан к ознакомлению с выставляемой частью каталога.

Территориальным управлением в соответствии с Порядком проведения мероприятий по контролю за использованием по назначению и сохранности федерального имущества, утверждённым Приказом Мингосимущества Российской Федерации от 02.03.2000 N 34, проведена проверка использования нежилых помещений в здании музея геологии Центральной Сибири по адресу: город Красноярск, проспект Мира, 37.

По результатам проверки был составлен акт от 10.02.2004, в котором отмечено, что из помещений в здании общей полезной площадью 1 545,6 квадратных метров, Территориальным фондом используется только 25,5 квадратных метров, комнату N 5 площадью 14,5 квадратных метров занимает индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, остальные помещения используются Краевым государственным учреждением "Музей геологии Центральной Сибири". При этом правовые основания для размещения указанных лиц в помещениях здания отсутствуют.

На основании указанных фактов, комиссией был сделан вывод о том, что в целях повышения эффективности управления федеральным имуществом целесообразно изъять из оперативного управления Территориального фонда данное здание, как неиспользуемое.

В указанном акте имеется запись от 29.03.2004 об отказе руководителя Территориального фонда от его подписания.

На основании акта проверки Министерством имущественных отношений Российской Федерации было издано распоряжение от 09.03.2004 N 1138-р "О закреплении на праве оперативного управления за Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю здания, расположенного по адресу: город Красноярск, проспект Мира, 37". Согласно данному распоряжению здание подлежит изъятию из оперативного управления Территориального фонда. Теруправлению предписано принять на баланс в установленном порядке данное недвижимое имущество, представить акт приема-передачи, обеспечить внесение изменений в учетные данные реестра федерального имущества, осуществить государственную регистрацию права оперативного управления, оформить право на земельный участок, отведенный под использование имущества.

На основании данного распоряжения Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю издано распоряжение от 09.03.2004 N 04-221р "О прекращении права оперативного управления", которым Территориальному фонду было предписано в срок до 30.03.2004 представить в Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю акт передачи указанного здания, и направлено письмо от 5 апреля 2004 года N 04-2956 о факте проверки, выводах комиссии о нарушении действующего законодательства и принятых распоряжениях.

Территориальный фонд, полагая, что данные распоряжения от 09.03.2004 N 1138-р и N 04-221-р нарушают его права и законные интересы, препятствуют осуществлению им уставной деятельности, не соответствуют закону (статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации), обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации, считая обоснованным заявленные требования, указало на то, что федеральный коллекционный геологический фонд, являющийся составной частью информационных ресурсов Российской Федерации законно расположен в спорном здании, неправомерно изъятом оспариваемыми распоряжениями.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Красноярского края пришел к обоснованному выводу о доказанности материалами дела несоответствия оспариваемых ненормативных актов статьям 125, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 6, 8, 10, 11 Порядка проведения мероприятий по контролю за использованием по назначению и сохранности федерального имущества, утверждённого Приказом Мингосимущества Российской Федерации от 02.03.2000 N 34, создании препятствий в осуществлении Территориальным фондом уставной деятельности в здании, расположенном по адресу: город Красноярск, проспект Мира, 37 незаконном возложении обязанностей по возврату имущества из оперативного управления.

Вывод суда о том, что Учреждение, осуществляющее свою уставную деятельность с использованием движимого имущества, находящегося у него не на праве оперативного управления, а на иных законных основаниях, может использовать недвижимое имущество для размещения в нем коллекционного геологического фонда соответствует правовому смыслу и содержанию положений статьи 3 закона "О недрах", пунктов 17, 26 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726, писем Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.01.2003 N ПС-30-46/28, от 22.05.2003 N ИГ-30-46/3307.

Согласно Уставу Учреждения, утверждённому приказом МПР РФ 21.04.2003 N 333, оно создано МПР РФ в целях формирования единого информационного пространства, создания территориально-распределённого банка данных природоресурсного и природоохранного назначения; задачами учреждения являются: обеспечение сбора, систематизации и хранения информации о недрах, водных, лесных и иных природных ресурсах, о состоянии и охране окружающей среды, создание баз и банков данных природоресурсной информации; предметом деятельности - в том числе участие в сборе, систематизации, анализе и хранении геологической и иной информации (пункты 1.1, 1.4, 3.1., 3.2., 3.2.1).

В соответствии с частью 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Поскольку судом установлено, что спорное имущество используется Учреждением по назначению, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями и задачами своей уставной деятельности, обоснован вывод суда о несоответствии закону изъятия данного имущества у Учреждения.

Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако учтены быть не могут, как несостоятельные в правовом отношении.

Вывод суда о том, что несоблюдение Территориальным управлением Порядка проведения мероприятий по контролю за использованием по назначению и сохранности федерального имущества, утверждённого Приказом Мингосимущества Российской Федерации от 02.03.2000 N 34 нарушает законные права Территориального фонда, соответствует установленным по делу обстоятельствам. При решении данного вопроса суд пришел к правомерному выводу о том, что осуществление управления и распоряжения федеральным имуществом в неустановленном порядке выходит за рамки компетенции Территориального управления, которые определены его Положением, что является нарушением статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции. Изложенным в жалобе фактическим обстоятельствам судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим, учитывая требования статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов суда.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку доводы жалобы не влияют на законность принятого судебного акта.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 28 марта 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6756/04-С2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

     Судьи
...

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А33-6756/04-С2-Ф02-3594/05-С1
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 03 августа 2005

Поиск в тексте