• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2005 года Дело N А56-23880/04


[Суд признал недействительным решение ИФНС об отказе обществу в возмещении НДС, поскольку пунктом 4 статьи 176 НК РФ не установлена обязанность железных дорог, осуществляющих перевозку экспортных и транзитных товаров, представлять в налоговый орган для подтверждения права на применение ставки 0 процентов выписки банка, подтверждающие поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара на счет экспорта в российском банке]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корпусовой О.А., судей: Клириковой Т.В., Михайловской Е.А., при участии представителей: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу - Росткова Ю.В. (доверенность от 28.07.2005 N 03-09/Д66), открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Клевцова Д.В. (доверенность от 30.12.2004 N 0 Ш-3-1250), рассмотрев 22.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2005 (судья Саргин А.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2005 (судьи: Шестакова М.А., Протас Н.И., Петренко Т.И.) по делу N А56-23880/04, установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу; далее - инспекция, налоговая инспекция) от 29.03.2004 N 07-31/136 и об обязании Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 возместить налогоплательщику 368027 руб. налога на добавленную стоимость за апрель 2003 год в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации. К участию в деле качестве соответчика привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6.

Решением суда первой инстанции от 22.02.2005 заявленные обществом требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.05.2005 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы указывает, что представленные обществом выписки банка не соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 5 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а надлежащие выписки банка одновременно с налоговой декларацией не представлены. Кроме того, в нарушение абзаца 2 пункта 2 части 5 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком не представлены корешки дорожных ведомостей и железнодорожные накладные с отметками о перевозке товаров в режиме экспорта.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель общества просил оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6, надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие представителя второго ответчика.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, общество 29.12.2003 подало в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за апрель 2003 года и документы, подтверждающие правомерность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполненных российскими перевозчиками и иных подобных работ (услуг). Решением от 29.03.2004 N 07-31/136, принятым по результатам камеральной проверки представленных документов, обществу отказано в возмещении 368027 руб. налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2003 года. Основанием для вынесения указанного решение послужило нарушение налогоплательщиком требований статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в непредставлении обществом выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя товаров (припасов) на счета в российских банках организаций-продавцов (открытого акционерного общества "Металлург", общества с ограниченной ответственностью "Лесторг", акционерного общества "Кондопога"). Кроме того, налоговый орган в решении указал, что в нарушение абзаца 2 подпункта 2 пункта 5 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации по организациям-поставщикам (обществу с ограниченной ответственностью "Лесторг", акционерному обществу "Кондопога") налогоплательщиком не представлены корешки дорожных ведомостей и железнодорожных накладных с отметками о перевозе товаров в режиме "экспорт товаров" ("транзит товаров"). Не согласившись с решением налоговой инспекции от 29.03.2004 N 07-31/136, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 5 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период) при оказании железными дорогами услуг по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) при поступлении выручки в иностранной валюте на валютный счет Министерства путей сообщения Российской Федерации - расчетные письма уполномоченного органа Министерства путей сообщения Российской Федерации (их копии) о распределении выручки в иностранной валюте за перевозки экспортируемых и транзитных товаров;

2) при получении выручки в валюте Российской Федерации:

- выписки банка (их копии), подтверждающие фактическое поступление выручки за оказанные услуги по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, на счет железной дороги с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи;

- копии единых международных перевозочных документов, определяющих маршрут перевозки с указанием страны назначения и отметками о перевозе товаров в режиме "экспорт товаров" ("транзит товаров"). При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, судами через морские порты - копии перевозочных документов внутреннего сообщения с указанием страны назначения и отметкой о перевозе товаров в режиме "экспорт товаров" ("транзит товаров"), а также с отметкой порта о приеме товаров для дальнейшего экспорта (транзита).

В ходе налоговых проверок, судебного разбирательства по настоящему делу и кассационного обжалования принятых по делу судебных актов инспекция не оспаривает, что вместе с декларацией по ставке 0 процентов за апрель 2003 года общество представило в налоговый орган выписки банка, подтверждающие фактическое поступление на его счет выручки в валюте Российской Федерации за оказанные им услуги по перевозке экспортированных и транзитных товаров, а также копии единых международных перевозочных документов, определяющих маршрут перевозки с указанием страны назначения и отметками о перевозке товаров в режимах "экспорт товаров" и "транзит товаров" (том 1, листы дела 83-122). Указанные документы в силу пункта 5 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации подтверждают обоснованность применения заявителем ставки 0 процентов и налоговых вычетов при оказании услуг, предусмотренных подпунктами 2-3 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, а также являются основаниям для возмещения уплаченных им сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кассационной коллегией отклоняется ссылка налоговой инспекции на непредставление обществом выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя товаров (припасов) на счета в российских банках организаций-продавцов по следующим основаниям. Названной нормой не установлена обязанность железных дорог, осуществляющих перевозку экспортных и транзитных товаров, представлять в налоговый орган для подтверждения права на применение ставки 0 процентов выписки банка, подтверждающие поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара на счет экспорта в российском банке. Суд первой инстанции правомерно указал в своем решении, что пункт 5 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации отсылает не к общим положениям первого абзаца подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Кодекса, а к особенностям, предусмотренным этим пунктом. Представление налогоплательщиком выписок банка, подтверждающих поступление выручки именно от иностранного лица - покупателя товаров (подпункт 2 пункта 5 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации), является общим правилом. Названная же отсылочная норма требует применения положений не первого, а второго, третьего и четвертого абзацев подпункта 2 пункта 5 статьи 165 Кодекса, которыми предусмотрены особые случае: случаи расчетов наличными деньгами, совершения бартерных операций и т.п.

В данном случае налоговая инспекция не представила доказательства наличия таких оснований для применения особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Несостоятельны доводы налогового органа и об отсутствии в пакете документов, представленных обществом, перевозочных документов внутреннего сообщения по транспортировке товаров некоторых организаций (железнодорожных накладных и корешков дорожных ведомостей), так как налоговым органом не представлены доказательства вывоза этими организациями товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта или транзита, судами через морские порты.

При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов, принятых по настоящему делу, отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2005 по делу N А56-23880/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.А.Корпусова

Судьи:
Т.В.Клирикова
Е.А.Михайловская

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А56-23880/04
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 29 августа 2005

Поиск в тексте