• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2005 года Дело N А39-387/2005-32/11


[Материалы дела свидетельствуют, что общество обращалось в налоговый орган с письменным заявлением о проведении зачета излишне уплаченных сумм пеней по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в соответствии с требованиями налогового законодательства, а при таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал требование общества о зачете излишне уплаченных пеней в счет погашения недоимки обоснованным и удовлетворил требование заявителя]
(Извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы (далее - Инспекция, налоговый орган) произвести зачет излишне уплаченных пеней по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 23 985 рублей 65 копеек в счет погашения недоимки.

Решением суда от 21.04.2005 заявленное требование удовлетворено.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с вынесенным решением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой по мотивам неправильного применения норм материального права.

Заявитель считает, что ежемесячный авансовый платеж как по единому социальному налогу, так и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование исчисляется и уплачивается исходя из реальной налоговой базы, сложившейся с начала налогового (расчетного) периода, поэтому налоговый орган правомерно начислил Обществу пени за несвоевременную уплату данного налога и страховых взносов за каждый месяц. Следовательно, оснований для проведения зачета излишне уплаченных сумм пеней по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование у налогового органа нет.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.

Законность принятого Арбитражным судом Республики Мордовия решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция начислила Обществу пени за неуплату авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с февраля 2003 года по сентябрь 2004 года в сумме 23 985 рублей 65 копеек. Пени ООО уплачены.

В порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации 25.10.2004 Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм пеней по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в счет погашения недоимки.

Письмом от 29.11.2004 Инспекция сообщила налогоплательщику об отсутствии переплаты, в связи с чем Общество обратилось с заявлением в суд об обязании налогового органа зачесть излишне уплаченные суммы пеней в счет погашения недоимки.

Арбитражный суд Республики Мордовия, руководствуясь статьями 52 - 55, пунктом 1 статьи 69, статьями 75, 82, 240 и 243 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2, пунктом 2 статьи 10, пунктом 1 статьи 23, пунктом 2 статьи 24, пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" удовлетворил заявленное требование. При этом он исходил из того, что налоговое законодательство не предусматривает начисления пени за неуплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

В соответствии с положениями статей 52 - 55 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (пункт 1 статьи 55 Кодекса).

В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.

Налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 Кодекса).

Согласно статье 243 Кодекса в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.

Из указанных норм следует, что налоговое законодательство не предусматривает начисление пени за неуплату налогоплательщиком ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) базой для начисления страховых взносов является налоговая база по единому социальному налогу, установленная главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона N 167-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов, которыми признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

В силу статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

На основании статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Таким образом, начисление пеней за несвоевременную уплату страховых взносов возможно только с определенного момента - по итогам отчетного периода и с учетом порядка, установленного приведенными выше нормами. Начисление пеней по ежемесячным авансовым платежам не предусмотрено ни Федеральным законом, ни Налоговым кодексом Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что Инспекция вопреки положениям перечисленных норм права начислила ООО 23 985 рублей 65 копеек пеней за неуплату авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с февраля 2003 года по сентябрь 2004 года. Указанная сумма налогоплательщиком уплачена.

Согласно статье 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Материалы дела свидетельствуют, что Общество обращалось в налоговый орган с письменным заявлением о проведении зачета излишне уплаченных сумм пеней по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в соответствии с требованиями налогового законодательства. В проведении указанного зачета ему отказано.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал требование Общества о зачете излишне уплаченных пеней в размере 23 985 рублей 65 копеек в счет погашения недоимки обоснованным и удовлетворил требование заявителя.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Мордовия правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене вынесенного судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от её уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 21.04.2005 Арбитражного суда Республики Мордовия по делу N А39-387/2005-32/11 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

     Судьи
 ...

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А39-387/2005-32/11
Принявший орган: Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Дата принятия: 30 августа 2005

Поиск в тексте