ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2005 года Дело N А13-15175/04-04


[Поскольку факт неиспользования вагонов подтверждается учетной карточкой и служит согласно ст.94 УЖТ РФ основанием для возникновения ответственности грузоотправителя в виде штрафа за невыполнение принятой заявки, иск удовлетворен]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Нефедовой О.Ю., судей: Матлиной Е.О. и Шпачевой Т.В., при участии от ЗАО "Австрофор" Смирновой Ю.М. (доверенность от 20.03.2005), рассмотрев 14.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Австрофор" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.05.2005 по делу N А13-15175/04-04 (судья Кургин А.Ф.), установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Сольвычегодского отделения Северной железной дороги (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к закрытому акционерному обществу "Австрофор" (далее - ЗАО "Австрофор") о взыскании 7200 руб. штрафа за невыполнение принятой истцом заявки на подачу вагонов на железнодорожный путь необщего пользования общества с ограниченной ответственностью "Ломоватка - Лес" (далее - ООО "Ломоватка - Лес").

Решением от 20.05.2005 иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ЗАО "Австрофор" просит отменить решение как принятое с нарушением норм материального права.

Податель жалобы ссылается на следующее: ОАО "РЖД" не представило доказательств неиспользования ответчиком поданных вагонов, это также не следует из транспортных железнодорожных накладных, актов общей формы, ведомости подачи-уборки вагонов.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить в силе обжалуемый судебный акт, считая его обоснованным и законным.

В судебном заседании представитель ЗАО "Австрофор" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

ОАО "РЖД" о времени и месте слушания дела извещено, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 28.05.2003 между Федеральным государственным унитарным предприятием "Северная железная дорога" и ООО "Ломоватка - Лес" (пользователь) заключен договор на подачу (и уборку) вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Ломоватка - Лес", принадлежащий железной дороге, по станции Ломоватка Северной железной дороги N 6-147 (л.д.8-11). В соответствии с пунктом 12.2 договора на его условиях вагоны подаются контрагенту - ЗАО "Австрофор".

Между ОАО "РЖД" и ЗАО "Австрофор" 09.07.2004 была согласована заявка N 4387336 (л.д.22) на подачу 40 вагонов (2160 тонн) под лесные грузы в период с 01.08.2004 по 31.08.2004 на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Ломоватка - Лес".

ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, обосновывая свои требования статьей 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и ссылаясь на то, что согласно учетной карточке N 4387336 (л.д.14) в результате невыполнения ЗАО "Австрофор" принятой заявки оказались неиспользованными 10 вагонов и, соответственно, недогруз составил 720 тонн.

Суд удовлетворил заявленные требования, посчитав их доказанными по праву и размеру.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.

Статьей 794 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам отправитель несет ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно статье 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки является неиспользование поданных вагонов, контейнеров. Данной статьей установлена ответственность грузоотправителя в виде штрафа за невыполнение принятой заявки.

В соответствии со статьей 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузоотправитель для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.

Заявки представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении.

Учет выполнения заявки, в том числе обеспечения грузоотправителя вагонами, контейнерами, учет погрузки грузов в вагоны, контейнеры осуществляются в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых суток такой погрузки.

Из пункта 3 Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16.06.2003 N 20, следует, что учетная карточка ведется уполномоченным представителем перевозчика отдельно по каждому грузоотправителю на основании согласованной перевозчиком заявки. Перечень уполномоченных представителей перевозчика устанавливается перевозчиком.

Учетная карточка подписывается перевозчиком и грузоотправителем соответственно в графах 24-25 учетной карточки по окончании каждых отчетных суток либо суток, установленных для погрузки грузов в соответствии с принятой заявкой. При несогласии грузоотправителя со сведениями, указанными в учетной карточке, грузоотправитель подписывает учетную карточку с отметкой "с разногласиями". В этом случае грузоотправитель должен представить перевозчику в письменном виде документ с изложением причин несогласия со сведениями в учетной карточке не позднее следующих суток.

В случае неподписания грузоотправителем учетной карточки перевозчик составляет акт общей формы в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Суд установил, что факт неиспользования ЗАО "Австрофор" 4 вагонов подтверждается учетной карточкой N 4387336 (л.д.14). При этом отказ представителя ответчика от подписания учетной карточки в отдельные дни, в соответствии с Правилами составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16.06.2003 N 20, оформлен актами общей формы (л.д.15-21).

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд правомерно в соответствии со статьей 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации удовлетворил заявленные требования в размере 7200 руб.

Довод заявителя о том, что факт неиспользования ЗАО "Австрофор" вагонов не подтверждается ведомостями подачи-уборки вагонов, кассационной инстанцией отклоняется, так как ведомость подачи-уборки вагонов отражает время нахождения вагонов у грузоотправителей либо время ожидания подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузоотправителей. В этом случае последние вносят перевозчику плату за пользование вагонами, а также штраф в соответствии со статьей 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.05.2005 по делу N А13-15175/04-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Австрофор" - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.Ю.Нефедова

Судьи:
Е.О.Матлина
Т.В.Шпачева

Текст документа сверен по:

рассылка