• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2005 года Дело N Ф09-4133/05-С2


[Удовлетворяя заявленные требования в части, суды посчитали неправомерным начисление пеней на ежемесячные авансовые платежи]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г.Перми (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 20.06.2005 по делу N А50-2864/05.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Федеральное государственное унитарное предприятие "Пермский завод "Машиностроитель" (далее - предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействительными решения инспекции от 20.01.2005 N 466/642/1дсп и требования от 25.01.2005 N 47.

Решением суда первой инстанции от 08.04.2005 (судья ...) заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемые ненормативные акты инспекции признаны недействительными в части доначисления единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 4793545 руб., пеней - в сумме 171446 руб. 06 коп.

Суд апелляционной инстанции постановлением от 20.06.2005 (судьи: ...), подтвердив правильность решения, дополнительно признал оспариваемые акты недействительными в части начисления пеней в сумме 54793 руб. 37 коп.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст.243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом налоговый орган полагает, что им правомерно начислены пени на ежемесячные авансовые платежи по ЕСН. Кроме того, заявитель жалобы считает, что пени по итогам отчетных периодов подлежат начислению с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который подлежат уплате авансовые платежи по налогу.

Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о наличии у общества задолженности по ЕСН в результате применения налоговых вычетов в виде начисленных, но не уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2004 года.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суды посчитали неправомерным начисление пеней на ежемесячные авансовые платежи. Кроме того, суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, указал, что пени за неуплату ЕСН по итогам отчетных периодов подлежат начислению с даты, установленной для уплаты страховых взносов в пенсионный фонд.

Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют законодательству и установленным обстоятельствам дела.

Из анализа ст.ст.240, 243 Кодекса следует, что по итогам отчетного периода (первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года) налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, окончательная сумма налога определяется по итогам отчетного периода, но не месяца.

В случае неисполнения обязанности по уплате сумм налога на сумму задолженности начисляются пени начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты сумм налога. Начисление пеней за нарушение срока уплаты ежемесячных авансовых платежей по ЕСН действующим законодательством не предусмотрено, о чем судом сделан правильный вывод.

Из смысла ст.ст.23, 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) следует, что уплата обязательных платежей производится по итогам каждого отчетного (1-й квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года) периода не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета за отчетный период. При этом расчет представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, сроками уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование по итогам указанных отчетных периодов в 2004 году являются 5 мая, 4 августа, 4 ноября. Поскольку указанные сроки превышают сроки, установленные для уплаты ЕСН за тот же период - 20 апреля, 20 июля, 20 октября, пени за неуплату ЕСН в случае неисполнения обязанности по уплате налога подлежат начислению с даты, следующей за днем уплаты страховых взносов, установленной Законом, о чем судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод.

Из материалов дела видно и судом установлено, что страховые взносы в пенсионный фонд, отраженные в декларациях по ЕСН в качестве налоговых вычетов, были уплачены обществом в полном объеме в сроки, предусмотренные ст.24 Закона, в связи с чем у налогоплательщика фактически отсутствовала задолженность перед бюджетом по уплате налога, а у инспекции - основания для начисления пеней за несвоевременную уплату ЕСН (ст.75 Кодекса).

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 20.06.2005 по делу N А50-2864/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г.Перми - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: Ф09-4133/05-С2
А50-2864/05
Принявший орган: Арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 21 сентября 2005

Поиск в тексте