• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2005 года Дело N А13-2577/2005-20


[Суд кассационной инстанции отменил состоявшиеся судебные акты в части взыскания с Минфина Российской Федерации за счет казны РФ расходов, которые понес истец, предоставляя скидки по оплате за пользование радио и телефоном лицам, имеющим льготы, дело в данной части направил на новое рассмотрение, так как судом первой инстанции не исследовался вопрос о том, выделялись ли федеральным органам власти, в системе которых законодательством предусматривается военная служба, из федерального бюджета денежные средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот и выплатой компенсаций военнослужащим и другим лицам]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кустова А.А., судей: Сосниной О.Г., Чертилиной З.А., при участии от открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" Веньгиной Е.П. (доверенность от 30.12.2004), рассмотрев 20.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 19.05.2005 (судья Романова А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 08.07.2005 (судьи: Крутова Т.А., Сальников Е.Г., Шумилова Л.Ф.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-2577/2005-20, установил:

Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице филиала "Электросвязь Вологодской области" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области, Департаменту труда и социального развития Вологодской области, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 2817437 руб. 43 коп. в возмещение расходов от предоставления скидок по оплате за пользование радио и телефоном лицам, имеющим льготы в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от предоставления скидок по оплате за пользование телефоном лицам, имеющим льготы в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Указом Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", Законом Вологодской области "О социальной защите граждан, выполнявших в период прохождения военной и специальной службы задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, и ветеранов боевых действий" за период с 2001 по 2003 год.

Решением суда от 19.05.2005 исковые требования удовлетворены частично путем взыскания с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации 1903783 руб. 73 коп., с Департамента финансов Вологодской области за счет казны Вологодской области - 41268 руб. 85 коп. В остальной части иска и в иске к другим ответчикам отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.07.2005 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права. Податель жалобы заявляет следующее:

- возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, а также приравненным к ним, должно производиться за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны Российской Федерации;

- возмещение расходов за пользование радио по Федеральному закону "О ветеранах" должно производиться за счет средств бюджета Вологодской области;

- по Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование должно производиться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели отдельной строкой в сметах расходов федеральных органов исполнительной власти, в системе которых предусмотрена военная служба, на их содержание.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ОАО "Северо-Западный Телеком" в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при взимании платы за пользование радио и телефоном, а также в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Указом Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", Законом Вологодской области "О социальной защите граждан, выполнявших в период прохождения военной и специальной службы задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, и ветеранов боевых действий" при взимании платы за пользование телефоном учитывало льготу в размере 50 процентов за период с 2001 по 2003 год.

Факт предоставления льгот и их размер ответчиками не оспариваются.

Судом установлено, что все граждане, которым истец предоставил скидки, и о возмещении недополученных доходов по которым обратился в суд в рамках настоящего дела, являются бывшими сотрудниками Министерства обороны Российской Федерации и получают пенсию через военкоматы.

Согласно статье 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

Статьей 28 названного Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы Законом не определен.

Статьей 14 Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов войны предусмотрена оплата услуг за пользование радио в размере 50 процентов.

Статья 10 названного Закона предусматривает возмещение расходов по оплате услуг за пользование радио за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 10 названного Закона расходы на реализацию льгот по оплате установки квартирного телефона и абонентской плате за пользование им возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" льготы, указанные в пункте 1 названного Указа, предоставляются за счет тех же источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Согласно статье 30 Федерального закона "О связи" предприятия связи имеют право на возмещение недополученных доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи.

Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы и имеющим право на льготы по услугам связи, в том числе в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.96 N 790 "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих". В соответствии с пунктом 3 указанного постановления, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате установки квартирных телефонов и абонентской плате за пользование ими, производилось за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, в которых военнослужащие (в том числе погибшие и умершие) и граждане, уволенные с военной службы, проходили военную службу.

Учитывая отсутствие доказательств выделения средств из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации на возмещение расходов в связи с предоставлением льгот бывшим сотрудникам, которые получают пенсию через военкоматы, а не через органы социальной защиты населения, суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу о том, что расходы истца по Федеральному закону "О ветеранах", Указу Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральному закону "О статусе военнослужащих" должны быть возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.

При этом суд не дал оценки доводам Минфина РФ о том, что на указанные цели Министерству обороны Российской Федерации в 2002-2003 годах выделялись денежные средства, информация о чем имеется на листах дела 129 и 130.

Кроме того, вывод суда о том, что за счет федерального бюджета должны возмещаться и расходы истца на предоставление льгот за пользование радио по Федеральному закону "О ветеранах", противоречит статье 10 названного Закона.

Судом первой инстанции также не исследовался вопрос о том, выделялись ли федеральным органам власти, в системе которых законодательством предусматривается военная служба, из федерального бюджета денежные средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот и выплатой компенсаций военнослужащим и другим лицам, на которых распространяются положения Порядка финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.96 N 506.

Принимая во внимание, что выводы, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении апелляционной инстанции, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, названные судебные акты подлежат отмене в части взыскания с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации 1903783 руб. 73 коп., а дело - направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 19.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 08.07.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-2577/2005-20 отменить в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 1903783 руб. 73 коп.

Дело в указанной части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части решение и постановление оставить без изменения.

     Председательствующий
А.А.Кустов

Судьи:
О.Г.Соснина
З.А.Чертилина

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А13-2577/2005-20
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 23 сентября 2005

Поиск в тексте