ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2005 года Дело N Ф03-А51/05-1/2736


[Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суд правомерно сослался на определение Конституционного суда РФ, исходя из конституционно-правового смысла которого, впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от истца - представители не явились; от ответчика - представители не явились, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, на решение от 04.03.2005, постановление от 05.05.2005 по делу N А51-14333/04 22-289 Арбитражного суда Приморского края, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ..., в суде апелляционной инстанции судьи: ..., по иску открытого акционерного общества "Электросеть" к администрации МО г.Арсеньев, администрации Приморского края, Министерству финансов РФ, Министерству финансов РФ, в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, о взыскании 39982,92 руб.

Открытое акционерное общество "Электросеть" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации МО г.Арсеньев, администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, о взыскании 39982,92 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате электроэнергии в 2004 году в соответствии с Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.93 N 5142-1.

Решением от 04.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации, в лице Министерства финансов РФ, со ссылкой на определение Конституционного суда РФ от 09.04.2002 N 68-O.

Не согласившись с решением от 04.03.2005 и постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2005, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что согласно статье 4 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет соответствующих бюджетов, в связи с чем, по его мнению, нести ответственность за неисполнение Закона должен не только федеральный бюджет, но и бюджет субъекта Федерации.

При этом заявитель ссылается также на статью 72 Конституции Российской Федерации, статью 85 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым вопросы социальной защиты населения и их финансирование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Также указывает на то, что истцом документально не доказан факт возникновения убытков в спорный период.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых решения и постановления апелляционной инстанции, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, ОАО "Электросеть" в 2004 году за счет собственных средств предоставило льготы по оплате электрической энергии гражданам в соответствии с ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" на общую сумму 39982,92 руб.

В связи с невозмещением ответчиком указанных расходов заявлены настоящие требования.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.

Как установлено судом, в бюджете администрации МО г.Арсеньев отсутствуют соответствующие статьи расходов на компенсацию предоставляемых льгот по оплате коммунальных услуг лицам, награжденным знаком "Почетный донор России". На федеральном уровне вопрос финансирования и распределения указанных расходов между соответствующими бюджетами не урегулирован.

В соответствии с Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" от 29.12.2003 N 91-КЗ на реализацию Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" предусмотрено финансирование в сумме 1295 тыс.руб.

Согласно приложению N 3 к Закону N 91-КЗ реализация закона включает: расходы на обеспечение лекарственными средствами - 400 тыс.руб., расходы на зубопротезирование - 895 тыс.руб. Средства субвенций на погашение льготы донорам в части оплаты коммунальных услуг отсутствуют.

Финансирование из федерального бюджета на компенсацию фактически понесенных предприятиями расходов в спорном периоде не производилось.

Таким образом, Приморский край как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного Закона в пределах своих финансовых возможностей.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, Арбитражный суд Приморского края правомерно сослался на определение Конституционного суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, исходя из конституционно-правового смысла которого, впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Указанная правовая позиция следует из положений Конституции РФ и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.

Взыскание расходов истца по рассматриваемому Закону за счет средств федерального бюджета соответствует также постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта федерации за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче федеральным бюджетом средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.

Поскольку федеральными органами государственной власти не исполнены полномочия по финансированию реализации Закона РФ, установившего гражданам льготы, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации, в лице Министерства финансов РФ, на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, предусматривающих ответственность по возмещению убытков, вызванных бездействием органов государственной власти Российской Федерации.

Исходя из изложенного, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 04.03.2005, постановление апелляционной инстанции от 05.05.2005 по делу N А51-14333/04 22-289 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2005 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2005 года.

     Председательствующий
      ...

      Судьи
      ...

Текст документа сверен по:

рассылка