ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2005 года Дело N Ф03-А51/05-1/2945


[Исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ,  со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", выделялись не в полном объеме]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от истца - представители не явились; от ответчика - представители не явились, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, на решение от 18.03.2005, постановление от 16.06.2005 по делу N А51-16655/04 22-325 Арбитражного суда Приморского края, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ..., в суде апелляционной инстанции судьи: ..., по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к администрации муниципального образования Надеждинский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов, в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, о взыскании 70758,17 руб., установил:

Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации муниципального образования Надеждинский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, о взыскании 70758,17 руб., составляющих убытки от предоставления льгот в ноябре-декабре 2002 года отдельным категориям граждан по оплате отопления и горячего водоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Решением от 18.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.06.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации, со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", выделялись не в полном объеме.

Не согласившись с принятыми по делу решением от 18.03.2005, постановлением апелляционной инстанции от 16.06.2005, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот инвалидам.

По мнению заявителя жалобы, взыскание убытков с казны Российской Федерации неправомерно, так как истец не представил доказательства, что жилищный фонд, в котором проживают льготные категории граждан, относится к федеральной собственности.

Также сослался на другие основания для признания судебных актов незаконными.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, истец на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет собственных средств предоставил в период с 01.07.2002 по 31.12.2002 гражданам, имеющим на это право, 50% скидку по оплате отопления и горячего водоснабжения.

Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 70758,17 руб., составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.

При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.

Статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской федерации" предусмотрено предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.

Согласно пункту 16 постановления Правительства РФ N 901 от 26.07.96 льготы по оплате коммунальных услуг возмещаются по муниципальному жилищному фонду и находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации в порядке, установленном субъектами и органами местного самоуправления.

Постановлениями Правительства от 30.07.98 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.99 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.

В ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" в составе Фонда компенсаций были запланированы субсидии и субвенции, в том числе на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Приморскому краю указанные средства утверждены в размере 160752 тыс.руб. и направлены Министерством финансов РФ через УФК по Приморскому краю целевым назначением.

Статьей 24 Закона Приморского края от 26.11.2001 N 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год" предусмотрено распределение средств, поступающих из Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в сумме 160752 тыс.руб., в том числе МО Надеждинский район - 1030 тыс.руб.

Доказательств нецелевого использования субъектом данных денежных средств в материалах дела не имеется.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Надеждинского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 70758,17 руб. за счет казны Российской Федерации, в лице Министерства финансов РФ, на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 18.03.2005, постановление апелляционной инстанции от 16.06.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-16655/04 22-325 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.    

Резолютивная часть постановления объявлена 4 октября 2005 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2005 года.

     Председательствующий
      ...

      Судьи
      ...

Текст документа сверен по:

рассылка